Повесть Толстого «Молодость» заходит в автобиографическую трилогию и является оканчивающей книжкой после частей «Детство» и «Отрочество». В ней создатель продолжает говорить о жизни семьи Иртеньевых. В центре внимания писателя как и раньше Николенька, уже повзрослевший, 16-летний парень.

Бунты и бури юный души в повести «Молодость»

Окончил Л.Н.Толстой «Молодость», короткое содержание которой мы на данный момент разглядим, в 1857-м году, спустя 5 лет после написания первой повести цикла – «Детство». За этот период времени поменялся и сам писатель: духовно вырос, почти все переработал в собственной душе и в сознании. Совместно с ним глубочайший и тяжелый путь самопознания и нравственного самосовершенствования прошёл его возлюбленный герой, Николенька: из чувствительного, хорошего мальчика он перевоплотился в напряжённо размышляющего, напористо ищущего собственный путь юного человека.

Начинает Толстой «Молодость» (короткое содержание её пред нами) описанием духовного состояния Николеньки. Он готовится к поступлению в институт и грезит о будущем и своём высочайшем предназначении. Поставив впереди себя задачку нравственного развития, герой записывает в специальную тетрадь свои размышления, совершённые поступки, обязанности, правила, которым он должен следовать, если желает стать вправду духовной личностью.

На страстной неделе, исповедываясь перед исповедником, Иртеньев испытывает чувство глубочайшего очищения, близости к Богу и особенной любви к нему, к людям и себе. Николеньке отрадно, что он таковой превосходный, просветлённый, и ему охото, чтоб все домашние и родные знали об этом. А ночкой, вспомнив об ещё одном происшествии, длительно страдает, чуток свет вскакивает и мчится на новейшую исповедь. Получив вновь прощение и отпущение грехов, он необычно счастлив. Ему кажется, что на свете нет никого чище и просветлённее, но когда в духовном порыве парень делится своими переживаниями и чувствами с извозчиком, тот не делит его чувств. Удовлетворенность Николеньки равномерно тухнет, а сам его порыв перестаёт казаться таким принципиальным.

Л.Н. Толстой «Молодость», короткое содержание которой мы вспоминаем, строит, как собственного рода диалог героя с самим собой. Парень повсевременно занят самоанализом, осуждением либо одобрением себя. Он напористо отыскивает ответы на вопросы «что есть отлично?» и «что есть плохо?». А ведь взросление, вступление в новейшую жизнь, пожалуй, самый тяжелый шаг в судьбе каждого человека.

Николенька становится студентом — это, собственного рода пропуск в мир взрослых. И юноша, естественно, не может не оступаться. Он дружит с Нехлюдовым, юношей более зрелым, чем он сам, серьёзным, степенным. Не лишённый наблюдательности, Иртеньев соображает, что конкретно Дмитрий – тот человек, на которого ему следует приравниваться, находясь в среде «золотой» молодёжи: он не пьёт, не курит, не ведёт себя грубо и запанибратски, не хвастает победами над дамами. И совсем обратно поведение других компаньонов Николеньки – Володи и Дубкова. Но конкретно они кажутся Николаю прототипом «молодчества» и «комильфо»: ведут себя непринуждённо, делают, что желают, гуляют и повесничают, и всё им сходит с рук. Николенька подражает товарищам, но ничем неплохим это не завершается.

Продолжает Толстой «Молодость», короткое содержание которой полностью даёт возможность разобраться в сущности произведения, последующим «испытанием» Николеньки: как самостоятельный и взрослый человек, он должен нанести светские визиты друзьям семейства, держаться внушительно, непринуждённо, уверено, вести приятные беседы и т.д. Такие визиты даются герою с трудом, ему скучновато в светских гостиных, а люди кажутся манерными, ненатуральными, липовыми. Герой не столько разбирается, сколько подсознательно ощущает суть людей, потому ему вправду просто и духовно только с Нехлюдовым. Тот почти все умеет разъяснить, избегая нравоучительного тона, держа себя с Николенькой на равных. Под воздействием Дмитрия Николай осознаёт, что этапы взросления, которые он на данный момент проходит, это не просто физиологические конфигурации в его организме, а становление его души.

Лев Толстой «Молодость» создавал с особенной любовью, видя в Николеньке собственного недешево старшего брата – тёзку героя, также себя самого. Отсюда теплота и строгость, с которыми создатель относится к главному герою, к его внутреннему миру. Например, когда Иртеньев в деревне от всей души любуется природой, он ощущает её глубоко и тонко — это недешево создателю, ведь схожая черта гласит о богатом внутреннем мире героя, о его эстетической зоркости.

В собственных последних главах «Молодость» Толстого принуждает о многом задуматься. Приступив к учёбе, попав в новейшую, студенческую среду дворянской молодёжи, Иртеньев сначала начинает жить по её законам, отдалившись от Нехлюдова. Но достаточно скоро герой прозревает: в свете нет места искренним эмоциям, порывам, отношениям. Всё заменяется условностями, светскими приличиями и ограничениями. Это истязает Николеньку, он разочаровывается внутри себя, собственных красивых, доверчивых мечтах, и людях, которые его окружают.

Но когда в один прекрасный момент он достаёт тетрадку, которая подписана «Правила жизни». Зарыдав, герой решает, что напишет новые правила добросовестной, незапятанной жизни и не изменит им. Он ждёт вторую половину собственной молодости, которая должна быть непременно еще счастливее первой.