Ледокол Ленин — первый в мире атомоход
Когда в 1959 году в СССР было завершено строительство первого атомного ледокола в мире, вся забугорная пресса стала писать об этом величавом научно-техническом достижении русских ученых. Это судно было названо именованием первого русского вождя революции. Ледокол “Ленин” стал началом новейшей эпохи использования энергии атомов в мирных целях.
История строительства первого атомохода
В 1953 г. на съезде КПСС в Москве было решено приступить к строительству ледохода нового класса, который бы имел атомную энергетическую установку. Разработку атомохода поручили ученым из Центрального Конструкторского Бюро-15 (сейчас именуется ЦКБ “Айсберг”). В течение 2-ух лет, с 1953 по 1955, разрабатывался проект номер 92 (кодовое заглавие атомохода). Тогда же, осенью 1953 года Совмином СССР было принято решение о заглавии нового судна. Ледокол “Ленин” — ах так был должен называться 1-ый атомоход на всей планетке. Должность главконструктора доверили Василию Ивановичу Неганову. В ЦНИИ КМ «Прометей» для ледокола стали разрабатывать специальную корпусную сталь. Когда к концу 1955 года проектирование закончилось, строительство судна решили заложить на именитом ленинградском судостроительном заводе им. А.Марти, а основным строителем назначили В. Чернякова. Но многие детали ледокола готовились в разных заводах страны. Так, к примеру, судовые турбины производили на одном из заводов городка Кирова, электрогенераторы – на Украине, на Харьковском электромеханическом заводе, а гребневые электродвигатели — на заводе “Электросила” (Ленинград) и т.д. Одним словом, строили его всей государством. В декабре 1957 года 1-ый атомный ледокол “Ленин” был спущен на воды Невы. Это было гладкопалубное судно с 2-мя мачтами и взлетно-посадочной площадкой в кормовой части. У него были последующие характеристики: ширина (наибольшая) — 27.6 м, бортовая высота — 16.1 м, длина (наибольшая) – 134 м, водоизмещение судна – 17810 тонн, мощность главной установки – 44000 лошадиных сил, наибольшая скорость хода на ч. в. – 19.6 узла.
1-ые тесты
Прошло еще 22 месяца. В сентябре 1959 года с судоверфи завода А. Марти вышел в свое 1-ое испытательное плавание ледокол “Ленин”. Капитаном судна был назначен П.А. Пономарев. Из прессы тех лет становится известным, что на борту судна находилось огромное количество делегаций из разных государств. Самыми известными гостями были будущий президент Соединенных Штатов Р. Никсон и премьер-министр Англии Г. Макмиллан. Газеты и журнальчики всего света помещали публикации под заголовком “Ледокол “Ленин”, фото известного атомохода и узнаваемых гостей на его борту. После окончания испытательного срока судно было передано в руки ММФ СССР. В 1960 году оно уже было в Мурманске, откуда должно было направиться к Северному Полюсу.
Денек освоения Арктики
Ледокол “Ленин” – 1-ый в мире атомоход, стал эмблемой освоения Арктики. В августе 1960 года стартовала его 1-ая арктическая навигация. Она продолжалась ровно 100 дней, а впереди судно ожидали многие ответственные задания, которые оно делало как реальный гигант-спаситель, освобождая путь застрявшим в толще льда многим кораблям. Про него гласили, что оно водит караваны судов, как вожатый. Это крепкий и очень мощнейший корабль был и всегда остается гордостью русского флота.