Лейтмотивы – это мысли автора через призму читательского восприятия
Лейтмотив в литературе – это основная идея, которая красноватой линией проходит через все произведение. Вначале термин этот музыкальный, а литературоведы, недолго думая, взяли в долг его. Слово «лейтмотив» происходит от германского das Leitmotiv, и практически оно переводится как «главный мотив» либо «ведущий мотив».
И в музыке, и в литературе
В музыкальном произведении лейтмотив – это основная мелодия, тема либо музыкальный оборот, которые обыгрываются в композиции. Можно сказать, что большая часть композиций представляют собой взятую за базу мелодию, которой даются различные варианты. Эта мелодия и именуется лейтмотивом. Значение слова «лейтмотив» в литературе может быть понятно на интуитивном уровне, потому что слово «мотив» находится в активном словарном припасе большинства людей. Чувственный план, концепт либо основная тема 1-го либо нескольких произведений, всего творчества писателя либо его работ в некий определенный период – вот что такое лейтмотив.
Музыка как идея и чувство
Первым понятие «лейтмотив» в музыку ввел музыковед и преподаватель Фридрих Вильгельм Йенс, а интенсивно употреблять в собственных работах его начал известный германский композитор Рихард Вагнер. Ганс фон Вольцоген использовал сам термин «лейтмотив» в большинстве случаев, в особенности когда гласил о работах авторства Вагнера. Потому что Рихард Вагнер писал длинноватые оперы различного характера и содержания, внедрение лейтмотива было для него неотклонимым и даже естественным, ведь конкретно таким макаром было легче всего задерживать определенную атмосферу и держать слушателя в подходящем настроении. Даже самые недлинные его музыкальные произведения принуждают слушателя кинуть все дела и предназначить себя только прослушиванию музыки, так как лейтмотивы, которые употребляет Вагнер, не могут никого бросить флегмантичным.
Потерянные души и отсутствие надежды
Разъяснять литературные определения идеальнее всего на определенных примерах, и в этом случае совершенно подходят писатели так именуемого «потерянного поколения». Так, Эрих Мария Ремарк писал об полностью различных людях и изредка использовал одних и тех же персонажей в нескольких собственных произведениях, но лейтмотивом его творчества является человеческое отчаяние и поиск себя после пережитых ужасов войны.
Похожие либо схожие идеи использовали в собственных книжках и другие представители этой группы писателей. Их главные лейтмотивы – это невозможность нормально жить без родины, отрицание грядущего после роли в военных действиях и полный нигилизм, основанный на меркантильном отношении к жизни и отсутствии веры в наилучшее. Очередной известный представитель писателей потерянного поколения – это Эрнест Хемингуэй, в чьих книжках находится больше мягкости, но в целом атмосфера в их очень похожа на ту, которая всегда чувствуется в произведениях Эриха Ремарка.
Претендуешь – соответствуй!
В целом, лейтмотивы – это что-то не только лишь очевидно наблюдающееся в творчестве, да и чуть уловимое, спрятанное меж строк. Время от времени лейтмотивом может выступать настроение. К примеру, можно сказать, что в собственном творчестве писатели ранешнего постмодернизма употребляют лейтмотив конфликта личности с самой собой, нерациональности мира вокруг нас и значимости искренних чувств и эмоций. В большинстве случаев, когда писатель выбирает себе определенное направление, в каком ему хотелось бы творить, он знакомится и с основными темами, которые затрагивают его коллеги. К примеру, если приверженцы натурализма вдруг начнут кривиться от описаний откровенных сцен, а приверженцы реализма — говорить, как головного героя в здравом уме посетила фея, то коллеги таковой инициативы не усвоют и не поддержат. Правда, правильные лейтмотивы – это база, быстрее, для традиционных писателей, а в современной литературе эти границы уже издавна стерлись.
Как отличить неплохую литературу от нехороший?
Броско, что лейтмотив, который обыгрывается писателем в одном либо нескольких произведениях, сформировывает его стиль и манеру письма. Внедрение нескольких выделенных тем, также типичное построение диалогов и употребление образно-стилистических средств – это как раз то, что выделяет определенного писателя посреди сотен других. Существует мировоззрение, что неплохого писателя до боли просто отличить от среднего. Если создателя можно выяснить по нескольким абзацам либо хотя бы страничкам, означает ему удалось сделать свой стиль и соответствующий почерк, за который его и полюбили читатели. В массовой литературе и беллетристике такое явление не наблюдается фактически никогда, так как основной упор в ней делается на констатацию фактов и описание событий, а не эмоций и мыслей персонажей. Считается, что лейтмотивы – это ненадобный элемент для массовой литературы, так как такие книжки в большинстве случаев читаются один раз и сразу забываются.
Литературные назидания для самых малеханьких
Умопомрачительно, но такое явление, как лейтмотив, наблюдается даже в детской литературе. Естественно, в большинстве сказок для детей тема и основная идея содержат неприкрытое назидание и колоритную мораль, но как раз они и являются очень действенным лейтмотивом. По тону написания сказки всегда реально отличить ее от других жанров литературы, даже если произведение прошло через несколько процессов перевода. В произведениях для малышей такие лейтмотивы должны быть поданы очень понятно и непосредственно, но время от времени писатели и предлагают небольшим читателям поразмышлять без помощи других. Если во «взрослой» литературе лейтмотив употребляется быстрее для раскрытия плана создателя, то в притчах и менторских рассказах его специально делают естественным, помещая в центр произведения и развивая сюжет на его базе.