Леонид Филатов — биография, фильмография и произведения
Жизнь этого актера была броской, как полет метеорита, и, к огорчению, практически настолько же недлинной. Русским кинозрителям 80-х годов он сходу запомнился: быстрый, сухопарый, с пронзительным взором и выразительным плотоядным лицом. После «Экипажа» в маленьком перечне российских секс-символов появилось очередное имя — Леонид Филатов. Фильмография его тогда уже насчитывала полдюжины работ, но после первого русского фильма-катастрофы, броского, с мистическим сюжетом, но полностью живыми персонажами, артист стал известным. И все таки работа в реальном искусстве была впереди.
Казань-Ашхабад
У мальчугана, родившегося в Казани в 1946 году, было счастье, редчайшее в послевоенные годы — отец-фронтовик. Девичья фамилия его матери была таковой же, как и у папы, они оба Филатовы. Это совпадение разъясняется просто: девицы во время войны переписывались с незнакомыми бойцами Красноватой Армии, и когда в трудовом коллективе распределяли «подшефных», она избрала собственного однофамильца. После Победы юные люди познакомились лично и приглянулись друг дружке, в итоге чего и появился на свет их отпрыск, Филатов Леонид. Биография грядущего актера связана с 2-мя городками: Казанью, где он родился, и Ашхабадом, где провел практически все преждевременное детство. Через семь лет семья, к огорчению, распалась, мать забрала Леню в Пензу, но позднее парень возвратился в Ашхабад. В пятнадцатилетнем возрасте он показал собственный литературный талант, написав басню, размещенную в «Комсомольце Туркменистана». Гонорар был маленькой, но его хватило на умеренные подарки родным, несколько билетов в театр и кино, и даже осталась какая-то сумма, которую юноша гордо выдал бабушке на маленькие расходы.
Склонность к искусству. К какому?
Энтузиазм к искусству у Леонида был, что именуется, в крови. Позднее, в зрелые годы, он произнес, что актером быть не грезил, просто стал им, поэтому, что других методов проявить себя не лицезрел. Проф литератором Филатов тоже себя не лицезрел, как и режиссером. Что-то в жизни его не реализовалось, может быть, нечто уникальное, чего не было доныне. При всем этом во всех ипостасях ему удалось сделать что-то выдающееся, проявив незаурядный талант. А пока шел поиск. Особенный энтузиазм вызывало все, что касалось синематографа (в особенности французского), да и театр, и литература были ему не чужды.
Поступление в «Щуку»
После средней школы в 1965 году Леонид Филатов отправился в Москву, намереваясь поступить во ВГИК, чтоб стать режиссером. План этот не удался, для роли в конкурсе необходимо было иметь экспликацию и макет, а абитуриент об этом не знал (может быть, что тогда он даже не ведал, что же все-таки это такое). К тому же срок подачи документов вышел, и поступать пришлось в «Щуку» (училище им. Щукина), что тоже оказалось тяжело, но увенчалось фуррором. Курс вели Л. Н. Шихматова и В. К. Львова, соучениками стали Русланова, Кайдановский и Дыховичный.
Шалости студенческие…
Студенческая жизнь казалась беспечным приключением, сосед по комнате в общаге Вова Качан оказался профессиональным музыкантом, и друзья предавались сочинению радостных хулиганских песен, очень фаворитных посреди друзей (про оранжевого кота, к примеру, либо опьяненных цыган). Вобщем, бывали и другие шалости, казавшиеся безопасными, но одна из их не обошлась без последствий. Друзья увязали ручки дверей, находившихся на обратных сторонах коридора на женском этаже общежития (они, конечно, раскрывались вовнутрь комнат), а потом постучали в их. К наслаждению шутников поднялся ужасный визг, и все бы обошлось, если б не тот факт, что одной из студенток, подвергшихся розыгрышу, оказалась иностранка (из Болгарии), которая к тому же была в положении, именуемом почему-либо «увлекательным». Кто-то «стуканул», в итоге слушатели Борис Галкин, Владимир Качан и Леонид Филатов лишились дешевенького жилища. Им пришлось снять квартиру на Герцена, это было недешево, но тут им точно никто помешать не мог.
…и шалости профессиональные
Бывали шалости, в каких угадывался талант литератора. Сам ректор Борис Захава поверил, что пьеса, представленная ему студентами, написана Артуром Миллером, и даже одобрил их успешный выбор. Когда же выяснилось, что это неправда, а создатель — Леонид Филатов, то не мог скрыть обиды за то, что его так ловко провели. Вообщем, подписывать свои произведения экзотичными именами (Ля Биш, Чезаре Джаватини и др.) было характерно юному актеру, пробующему перо. Атмосфера творческой свободы, царившая в училище, отлично гармонировала с внутренним состоянием студента, он просто мог прогулять неинтересную лекцию, предпочтя ей посещение какого-то известного закрытого кинопоказа либо выставки.
Театр
1969 год. Идет «2-ой призыв» в известную таганскую труппу через 5 лет после сотворения театра. Любимов, которого практически вся русская интеллигенция считает гением, желает восполнить актерский коллектив. В итоге в труппу попадают Дыховичный Иван, Шаповалов Виталий, Галкин Борис, Сайко Наталия, Пороховщиков Александр и Филатов Леонид. Биография этих артистов сейчас навечно связана с культовым театром на Таганке.
Филатов и Райкин
Именно в этот момент поступило очень заманчивое предложение из Ленинграда. Константин Райкин, тоже учившийся в Щукинском училище, показал собственному известному папе пьесу — дипломную работу, написанную Филатовым, и она произвела воспоминание. Аркадий Исаакович нередко испытывал недостаток творческих кадров, ему требовались профессиональные тексты, а в этот период от него собирались уходить Роман Карцев, Виктор Ильченко и Миша Жванецкий, недовольные критериями работы, потому он собирался пригласить в собственный театр Леонида Филатова. Невзирая на явную привлекательность предложения и присутствие на встрече Льва Кассиля, классик русской сатиры получил отказ. Основная роль в спектакле «Что делать?» заинтриговала Филатова больше, чем жилплощадь в Ленинграде и многие другие блага, обещанные Райкиным.
Школа человечности
Биография Леонида Филатова была богата встречами с увлекательными людьми. На Таганке он познакомился с Высоцким, Шнитке, Окуджавой, Параджановым, Ахмадуллиной и многими другими, ставшими для миллионов русских людей нравственными ориентирами. Дружба талантов подстегивала творческую инициативу, тут проявлялись наилучшие людские свойства, такие как штатская смелость и внутренняя свобода, а предательство и боязливость открыто презирались. Умению жалеть, возможности прощать актер Леонид Филатов научился в этом восхитительном театре, ставшем для него типичным институтом настоящего благородства и, конечно, актерского мастерства.
Супруги
Лидия Савченко, сотрудник по творческому цеху, стала первой супругой актера. В конце 70-х Леонид Филатов страстно втюрился в Нину Шацкую, бывшую тогда супругой Золотухина. Они длительно противились этому чувству, не хотя травмировать собственных супругов, но в конце концов любовь взяла свое. После разводов они сделали свою семью в 1982 году. Через годы Шацкая вполне опровергла мировоззрение о прекрасных актрисах, как о взбалмошных и ветреных созданиях: перенеся многие трудности, она осталась верна собственному избраннику в самые трагические моменты жизни.
Кинороли
Как и в «Экипаже», где на роль героя-любовника Митта собирался пригласить Даля, в «Избранных» по изначальному плану тоже сниматься был должен не Филатов Леонид. Киноленты эти нельзя именовать наилучшими работами актера, но конкретно благодаря им он стал известен массовому зрителю. Первой по-настоящему творческой фортуной в синематографе стала роль театрального режиссера в «Успехе». Тема оказалась близкой и исполнителю главной роли, и всей съемочной группе, состоявшей из актеров российской театральной школы. Дальше последовали наинтереснейшие работы в других восхитительных картинах. Не всегда персонажи были положительными, но не достаточно кто мог придать своим антигероям столько притягательности, как Леонид Филатов. Фильмография артиста такая, что по ее строкам можно учить летопись эры позднего социализма. «Грачи», «Город Зеро», «Позабытая мелодия для флейты» и многие другие картины шли с необычным фуррором в кинозалах большой страны, ну и сейчас, начав глядеть хоть какой из этих шедевров, тяжело оторвать взор от экрана телека.
Таганка-хулиганка
С 1985 по 1987 год Леонид Филатов служил в «Современнике» Галины Волчек. У Юрия Любимова появился конфликт с властями, его лишили русского гражданства, режиссером Театра на Таганке назначили Эфроса, которого труппа невзлюбила, полностью может быть, что незаслуженно. Конфликт коллектива с управляющим носил очень брутальный нрав, в нем учавствовал и Филатов, хотя и не так интенсивно, как многие другие актеры. Все же из театра он ушел. Когда возвратился Любимов, Эфрос уже погиб, и Филатов был единственным, кто раскаялся в травле этого совершенно хорошего человека. Позже театр вновь раскололся, ему предложили возглавить «труппу в изгнании», получившую заглавие «Содружества актеров Таганки», но актер отказался.
Притча – ересь, да в ней намек…
«Сказку про Федота-стрельца, залихватского молодца» люд практически растащил на цитаты сходу после ее публикации в «Молодости». Хлестко, емко, выразительно, забавно и всегда актуально — так можно найти плюсы этого литературного произведения Леонида Филатова. «Выходит, на мне вся политика в стране», «Чай не химия какая, чай природные дары…», «мажу с утра бутерброд…» и многие другие строки этой бессмертной поэмы навечно стали поговорками и пословицами, обогатив наш российский язык. Перу Филатова принадлежат многие стихотворения, некие из их в авторском выполнении известны по передачам. В 1999 году вышла красивая книжка «Театр Леонида Филатова» в которую вошло все самое существенное из написанного им: пьесы, пародии, тексты песен, и конечно «Федот».
Без меня не унывай, почаще фикус поливай…
Уже в восьмидесятые здоровье актера было слабеньким. Задачи с сердечком, завышенное давление и другие неудачи вызывали желание успеть сделать как можно больше, а как следует, еще больше бесчеловечное отношение к для себя. Спасая актера от гипертонии, врачи прописали лечущее средство, вредоносно влияющее на почки, которые в 1999 году пришлось удалить. Инфаркт был перенесен на ногах.
Леонид Филатов совершал последний подвиг, он сделал цикл телепередач «Чтоб помнили», посвященный ушедшим актерам. Судьбы их были трагичными, фактически все. Гласить ему о их было тяжело. И в моральном смысле, ну и в физическом тоже.
После операции по пересадке почки неважно какая зараза либо простуда угрожали самой ужасной неудачой. В 2003 году настал денек, когда она произошла.
Этого человека запамятовать нельзя. О таких необходимо держать в голове.