Личностно-ориентированный подход в обучении
Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает концентрацию внимания и усилий преподавателя на сохранении, также формировании целостной личности школьника. Спец, который на него опирается, будет хлопотать не только лишь о развитии ума, гражданственности и чувства ответственности ученика, но также, в основном, о его духовности, чувственных, эстетических, творческих задатках и способностях для их созревания.
Личностно-ориентированный подход имеет последующую цель — сделать условия для настоящего становления психологических функций личности. Идет речь о:
- возможности человека к осознанному выбору;
- умении рефлексировать и оценивать жизнь;
- формировании вида «Я»;
- поиске смысла собственной жизни и творчестве;
- ответственности за поступки и деяния;
- автономности личности от наружного воздействия.
Личностно-ориентированный подход имеет особенные отношения в системе «ученик-учитель». В данной системе школьник является основным действующим лицом во всем образовательном процессе.
Преподаватель сейчас преобразуется из «источника инфы» и «контролера» в диагноста и ассистента, который обеспечивает развитие личности и психики ученика. Организация данного учебного процесса подразумевает, что он должен направлять школьника. Вот поэтому данный метод известен также как личностно-развивающее обучение.
Разглядим более тщательно принципы и способы таковой организации учебного процесса.
Во-1-х, личностно-ориентированный подход предполагает, что должна быть ориентация не столько на обучение и воспитание, сколько на развитие учащихся.
Во-2-х, преподаватель должен учесть личные особенности школьников (возрастные, физиологические, психические, умственные).
В-3-х, при построении учебного материала учителю нужно подразумевать образовательные потребности класса, ориентируясь на разный уровень трудности в программном материале, чтоб он был доступен и понятен полностью всем.
В-4-х, школьники должны распределяться по особенным однородным группам с учетом их познаний, возможностей и проф направленности.
В-5-х, к каждому ребенку нужно относиться как к неподражаемой и уникальной особенности.
Разглядим, к примеру, как реализуется личностно-ориентированный подход в обучении зарубежному языку. Нужно сделать на упражнениях необыкновенную образовательную среду, которая будет включать в себя:
- компанию и применение материала различного вида, содержания и формы;
- внедрение на уроках технических средств (проектора и магнитофона);
- предоставление школьнику свободы в выборе метода выполнения заданий для того, чтоб снимать эмоциональное напряжение из-за боязни ошибиться в предпринимаемых действиях;
- применение нестандартных форм личных и групповых занятий для того, чтоб активировать творчество каждого малыша;
- создание критерий для самовыражения в коллективной и самостоятельной деятельности;
- наличие внимания к оценке и анализу личных методов работы, которые побуждают школьника к созданию не столько результата, но также и процесса работы (нужно, чтоб ученик мог поведать, как он организовывал работу, какими средствами воспользовался, что понравилось, а что — нет);
- специальную подготовку преподавателя к неизменному осуществлению схожей работы на занятии, также в процессе организации системы внеклассных уроков;
- разработку и применение персональной программки обучения, которая будет моделировать поисковое (исследовательское) мышление;
- компанию уроков в малых группах на базе диалога, имитационно-ролевой игры и тренингов.