Люстрация — что это? Закон о люстрации. Люстрация в Украине
Смена режимов правления часто сопровождается разоблачениями и связанными с этим судебными и обличительными процессами. Термином «люстрация» уже никого не удивишь. Слово знают даже самые непросвещенные. Но что значит люстрация, остается непонятным практически для всех.
История появления процедуры люстрации
Итак, в Старом Риме и Старой Греции существовал ритуал очищения. Традиция относилась к очищению малышей методом приношения жертв богам. В современных критериях, задаваясь вопросом: «Люстрация — что это?», можно гласить о процессах очищения всех уровней власти от определенного вида чиновников.
В большинстве случаев люстрация касается всех высокопоставленных чиновников страны, также всех представителей системы правопорядка и безопасности страны. Министры, представители исполнительной и законодательной власти, сотрудники органов безопасности, судьи и милиционеры – вот неполный перечень муниципальных служащих, в отношении которых употребляется понятие «люстрация».
Зачем употребляется люстрация
Зачинателями процесса всегда выступают новые, пришедшие в процессе некий революции (либо муниципального переворота) власти. Они стремятся всеми силами показать свою непричастность ко всему происходившему в стране до их. Часто люд страны переносит все «награды» прошлых правителей на новых. И это совсем не увеличивает лояльности людей к новейшей власти, а, быстрее, ухудшает и без того сложные переходные процессы.
Потому новенькая власть воспринимает закон о люстрации, где оговариваются условия, согласно которым бюрократы могут занимать свои должности. Всех, кто так либо по другому причастен к нарушению прав человека, подавлению народа, фальсификации политических и исторических фактов и т. д., не допускают в органы управления, сделанные новым режимом.
Люстрация – это месть предшественникам
Люстрация – что это? Месть предшественникам. Конкретно так некие европейские и южноамериканские политологи и историки оценивают этот процесс. Ведь не всегда удается внушительно обосновать вину бюрократа в правонарушениях относительно свобод и прав человека. Часто довольно вовремя направленного «сигнала» в комиссию, которая занимается этим вопросом, и у бюрократа появляется масса заморочек.
С потоком доносов столкнулись поляки и чехи, у каких люстрация чиновников проводилась после свержения коммунистической партии. Количество заявлений от людей с указанием имен типо причастных к нарушению прав человека в этих странах достигнуло такового масштаба, что лишь на первом шаге – при получении сигнала – их уже сортировали по трем категориям. В первую попадали бюрократы, чья вина была подтверждена и не добивалась проверки; во вторую – те, чьи грехи не были подтверждены, но они скрыли факт собственного сотрудничества с органами безопасности. И в третьей группе оказывались люди, проступки которых дедуцировать было фактически нереально в силу ограничений их многофункциональных обязательств. В большинстве случаев в отношении этих маленьких чиновников даже не возбуждалось дело, но данная категория была самой бессчетной.
Основополагающие принципы люстрации
Как уже говорилось, люстрация – определение имен чиновников различного уровня, которым воспрещается работать в органах муниципального управления. Более всераспространенным этот процесс оказался в странах Восточной Европы после свержения власти коммунистического режима. Невзирая на различия в способах выявления нарушителей прав человека в различных странах, были все таки и схожие принципы проведения люстрации.
Во-1-х, всеми государствами была осуждена деятельность коммунистического режима, директивное управление государством и внедрение сми для давления на люд. Во-2-х, весь временной просвет коммунистического режима определен как криминальный. Т. е. с маленькой обмолвкой на развитие ситуации — это 1948-1990 гг. В-3-х, в ряде государств ограничение доступа бывших чиновников к руководящим постам задело не только лишь органов управления и правопорядка, а к тому же учебных заведений, и религиозных организаций.
Все другие представления о том, что такое люстрация власти, имели национальные особенности. Самые долгие и звучные процессы люстрации пережили Чехия и Польша.
Люстрация в Чехии
Раскол Чехословакии на два страны и свержение коммунистического режима привели к тому, что Чехия выполнила достаточно жесткую и глубокую очистку посреди чиновников. Итак, люстрация – что это было на практике?
Начиная с 1991 года Федеральный Совет Чехии принял ряд законов о декоммунизации. А именно, какой-то из них — «О беззаконности коммунистического режима» — постановил, что ответственность за все, происходившее в период после войны в Чехословакии, лежит на Коммунистической партии и ее руководстве. Им вменялись в вину не только лишь экономическое директивное управление государством и политический курс на социализм, да и фактически всеобъятная слежка вереницей.
«Мягкость» массовой люстрации в Чехии
В итоге всех действий проверке подверглось более 140 000 человек – бюрократы всех рангов, судьи, ректоры ВУЗов, директора научных институтов и т. п. Как поступал сигнал на того либо другого бюрократа, его здесь же увольняли с работы (если речь шла о работе в муниципальных структурах) и особый комитет инициировал проверку в отношении этого человека. По установленному порядку проверка должна была проводиться менее 2-ух месяцев, но часто затягивалась на полгода и больше.
Если комитету удавалось обосновать вину человека либо хотя бы всплывали факты его вероятного сотрудничества с органами безопасности, он лишался способности занимать руководящие посты во всех муниципальных структурах в течение 5 лет. Конкретно за такое «наказание» чешские процессы люстрации и названы мягенькими.
Злоупотребления люстрационными процессами
Невзирая на прозрачность всех процессов, к которой стремились новые власти, к 1996 году руководящих постов для всех желающих не хватало. Потому уже представители новейшей, демократической власти, стали злоупотреблять люстрационными процессами для нейтрализации политических оппонентов.
Досталось даже Вацлаву Гавелу, который был первым президентом Чехии и выступал как раз за декоммунизацию управления и власти. В архивах госбезопасности нашлось досье и на него, в каком после очередной беседы с представителем власти Гавел характеризовался как «вероятный кандидат на сотрудничество».
Уже в 1996 году ознакомиться со своими досье, если таковые были в архивах, могли все желающие чехи. Но потому что появился целый ряд «скандальных разоблачений», и критики люстрации стали все посильнее указывать на неточность этого процесса, были введены некие ограничения на разглашение инфы относительно журналистов, ученых и педагогов ВУЗов.
Люстрация в Польше
Польское движение «Солидарность» приняло эстафету власти из рук коммунистов. Смотрелось все очень умиротворенно и легитимно. Новое правительство гарантировало членам коммунистической партии неприкосновенность и безопасность. Но конструктивно настроенная часть представителей «Солидарности» в собственном стремлении получить наибольший доступ к власти предлагала ввести наказания за сотрудничество с коммунистическим режимом в виде лишения свободы.
Эти предложения не были приняты, но поток доносов на собственных коллег оказался так велик, что процесс практически захлестнул всю страну. В итоге польским Сеймом был принят закон о люстрации, в каком круг чиновников ограничивался только министрами, высшими должностными лицами, депутатами и арбитрами. При всем этом, поступая на руководящую должность, уличенный бюрократ был должен общенародно покаяться и получить народное прощение за работу на коммунистический режим. Сначало этим все и ограничивалось.
Массовые разоблачения новых чиновников
К 2007 году по Польше проехалось несколько больших скандалов. После разглашения архивных документов досталось вице премьер-министру Янушу Томашевскому, знаменитому бойцу за права человека Леху Валенсе, Александру Квасьневскому (седьмому президенту Польши) и огромному количеству других узнаваемых польских политиков и публичных деятелей.
В 2006 году польский Сейм принял поправки к люстрационному закону, согласно которым расширялся круг лиц, чья деятельность во времена правления коммунистической партии подлежала огласке. Журналисты, ученые и педагоги ВУЗов, директора школ и остальные маленькие бюрократы также должны были подавать люстрационное заявление при поступлении на работу или подвергнуться проверке в этом случае, если на момент принятия поправок уже занимали собственный пост. И опять поток доносов разросся до необычных масштабов, так что Конституционному Суду Польши пришлось в 2007-м признать ряд этих поправок нелегальными.
Последний звучный скандал, дающий ответ на вопрос «люстрация — что это», разразился в 2007 году в рядах церковной церкви. Собственный пост митрополита Варшавского обязан был покинуть Станислав Вельгуса, скрывший на собеседовании в Ватикане свое сотрудничество с польскими органами госбезопасности в 70-е годы.
Люстрация должна затрагивать все сферы жизни человека, но нужно учесть аспекты и условия, в каких находились люди.
Люстрация на постсоветском пространстве
Бывшие республики Русского Союза, получившие независимость в 1991 году, также не один раз заявляли, что люстрация, значение которой в большинстве собственном переоценивается, нужна.
В Рф и на Украине не один раз пробовали инициировать люстрацию, но ни один законопроект не был принят. В Рф в рамках закона о реабилитации репрессированных тоталитарным режимом была введена норма, согласно которой все судьи и бюрократы, причастные к репрессиям, должны были стать перед трибуналом. Но особенного распространения эта практика не обрела, а все следующие пробы провести люстрацию власти не получили поддержки.
В Грузии в процессе люстрации была запрещена коммунистическая и фашистская символика. К весомым должностям не допускаются бывшие кадровые сотрудники органов безопасности и функционеры коммунистической партии.
Люстрация в Прибалтике
Большего резонанса люстрация достигнула в прибалтийских странах. В Эстонии, к примеру, законом предусматривалось уголовное преследование лиц, принимавших роль в массовых репрессиях во времена коммунистического режима. Латвия и Литва лояльнее отнеслись к прошлому собственного населения, да и тут надлежащие законы ограничивали доступ к власти сознательно сотрудничавших с органами безопасности Русского Союза. Правда, как и в Европе, нашлись желающие отомстить своим личным недругам – формулировка «сознательное сотрудничество» очень вместительная, а поэтому обвинить человека ничего не стоит.
Украина и борьба за чистоту власти
«Люстрация в Украине должна быть проведена немедленно!» Конкретно с такими девизами выступают митингующие уже не первую революцию. В первый раз серьезно заговорили о люстрации после «оранжевой революции» 2004 года.
Тогда в Верховной Раде Украины было записанно сходу 2 законопроекта о люстрации. Согласно одному из их, люстрация должна быть проведена в отношении лиц, причастных к управлению государством, кроме президента и функционеров его администрации. В другом законопроекте ограничения предполагались для всех, кто очевидно либо косвенно сотрудничал с органами госбезопасности СССР.
Готовность украинского общества простить
Ни тогда, ни на данный момент ни один проект закона не был принят. По воззрению профессионалов (социологов, политологов и т. п.), люстрация в Украине на данный момент невозможна, т. к. общество очень хочет мести и навряд ли будет справедливо по отношению ко всем без исключения бюрократам.
В требованиях к «временному правительству» активистами Майдана в 2014 году, а именно, оговаривались такие требования к кандидатам: непричастность к органам управления, начиная с 2010 года; практический опыт более 5 лет на руководящих должностях, в т. ч. и в муниципальных структурах; непричастность к 100 самым богатым людям Украины и т. п.
По состоянию на 9 апреля 2014 года в Верховной Раде Украины записанно уже 4 законопроекта, предполагающих очистку всех уровней украинской власти — это такие процессы, как люстрация арбитров, высокопоставленных и маленьких госслужащих, служащих органов правопорядка и т. д.