Материализм это сомнение в материальном?
Материализм – это философское течение, которое опровергает духовную суть вещей, делая упор сначала на эволюционную составляющую в генезисе наружного, по отношению к человеку, мира. Соответствующими особенностями такового подхода является полное отрицание существования бога и других высших субстанций.
Не считая того, для материалистов принципиально не столько осмысление сути происходящих вокруг процессов, сколько поиск логического и псевдонаучного разъяснения происхождения, существования физического места. В этом смысле можно утверждать, что материализм – это учение о телесности мира и вещей в этом мире. Для сопоставления: идеализм с его концепцией первосущности высшего эталона (непринципиально, в какой форме он пребывает) главную ставку делает на самопознание безупречного, поиск бога в себе. Другими словами, для представителей материализма основная категория – это физический мир как беспристрастная действительность, для идеалистов – человеческое «Я» как духовная проекция высших сил.
Человеческое сознание и физика мира
Отрицание духовного начала привело к тому, что материалистам, начиная с эры Возрождения, требовалось как-то вписать человеческое сознание в эволюционную физику ежедневной реальности. И здесь появилась неувязка, потому что христианское миропонимание не позволяло на сто процентов опровергать божественной сути человека. Выход нашелся в поиске морального и этического эталона – таким методом пошли гуманисты, превратив материализм в философии в прототип социальной и политической теории. Позднее французские мыслители только оформили наработанные концепции в протосовременные теории права и конституционализма. Материализм — это этика и право. Так условно можно обозначить ценностную эру 15-18 веков.
Два подхода
Возрождение материализма верно поставило вопрос: что первично и что вторично? Оказалось, что материализм – это не только лишь поиск общих законов развития природы, да и определение, поточнее говоря, понимание первоисточника мира. Вульгарный материализм находил первозданную материю, в сути, он представлял собой продолжение греческой традиции (Демокрит, Эмпедокл). Поочередный материализм исходил из механического принципа пояснения беспристрастных законов, имеющихся вне людского сознания. Но, как ни феноминально, конкретно поочередный материализм транзитом через материализм диалектический сделал вывод о феноменологической природе материи. По этой логике, которую совсем проложил В. Ленин, выходило, что окружающая реальность – это всего только представление, имеющееся в нашем сознании, при этом само сознание – беспристрастная действительность. А это, в свою очередь, означало, что окружающий мир можно конструировать по собственному виду и подобию. В конечном итоге место бога занял человек, что в особенности отлично выслеживалось в русском марксизме.
Декартово колебание
Не считая этого, нельзя забывать, что теория материализма значительно преобразилась после того, как Р. Декарт ввел собственный принцип сомнения. Оказалось, что все логические резоны материалистов, вобщем, как и других философов, не выходят за рамки логического круга: если признавать сознание частью беспристрастного мира, зание этого самого беспристрастного мира может быть только через личное сознание. Порвать круг — значит признать некие вещи не только лишь беспристрастно существующими, да и поверить в их. А это значит, что источником хоть какой материалистической концепции является идеалистическая позиция самого философа.