Современная психология не дает единой формулировки такового явления как самоотношение человека. Для описания явления дела к для себя употребляются разные психические категории. К ним относится такое понятие, как обобщенная самооценка, самопринятие, самоуважение, чувство собственного плюсы, эмоционально-ценностное отношение к для себя, самоуверенность, самоценность и т.д. Содержание этих понятий раскрывается при помощи психических категорий, к которым можно отнести «установку», «отношение», «личностный смысл», также «чувство».

 Методика исследования самоотношения  в большинстве случаев оперирует таким понятиями, как «самоуважение», «общая самооценка», фактически «самоотношение», также «эмоционально-ценностное отношение к для себя».

В текущее время доминирующей в российскей психологии является такая категория как «эмоционально-ценностное самоотношение».

Методика исследования самооценки личности подразумевает рассматривать структуру самоотношения, состоящую из 2-ух компонент. Первым является отношение к для себя как к социально активному субъекту, а 2-ая – эмоционально-ценностное отношение к для себя.

Методика исследования самооценки личности по С.А.Будасси является одной из самых фаворитных в психологии, и дает возможность провести количественное исследование самооценки. Базу этого способа составляет принцип ранжирования, и уровень и адекватность определяются отношением безупречного и реального Я.

Представления человека о для себя всегда кажутся ему убедительными, вне зависимости от того, основаны они на беспристрастных фактах либо на личном мировоззрении. Потому свойства, приписываемые для себя человеком, далековато не всегда соответствуют реальности.

Методика исследования Будасси подразумевает самооценивание человека, которое может происходить 2-мя методами. Первым является сравнение собственных притязаний с реальными, беспристрастными показателями собственной деятельности. Вторым методом является сопоставление себя с другими людьми.

Но в любом случае самооценка человека будет носить только личный нрав, вне зависимости от того, что лежит в ее базе: собственные суждения о для себя, интерпретация суждений о для себя других людей, личные эталоны либо данные культурные эталоны.

Самооценка человека всегда связана с его потребностью в самоутверждении, с желанием отыскать свою нишу, утвердиться как члену социума в очах окружающих , утверждает методика исследования Будасси.  У  хоть какой личности под воздействием наружных оценок складывается к для себя свое собственное отношение, также самооценка личности в целом и в отдельных формах собственной активности: деятельности, общения, переживаний, поведения.

Самооценка человека может быть неоптимальной и хорошей. В первом случае методика исследования рассматривает оценку как очень завышенную, либо очень заниженную.

В случае, если человек относится к для себя критически, лицезреет свои реальные недочеты и плюсы, верно пробует сопоставить способности и возможности, ставит впереди себя реально достижимые цели, его самооценка приближается к хорошей. В данном случае, оценивая достигнутое, субъект подходит к этому с учетом не только лишь собственных мерок, но также пытаясь предугадать, как отнесутся к этому окружающие: близкие люди, коллеги и т.д.

По другому говоря, пытаясь себя правильно оценить, человек находится в неизменном поиске реальной меры, другими словами без завышенной переоценки собственных возможностей, но также без лишней их критики. И конкретно такая самооценка является более правильной и лучшей в определенных ситуациях и критериях. Самооценки «высочайший уровень», также «уровень выше среднего» являются хорошими самооценками, когда человек уважает себя, заслуженно ценит и , в главном, доволен собой.