Под способом понимается совокупа операций и приемов, при помощи которых фактически и на теоретическом уровне можно изучить и освоить реальность.  Благодаря способу человек вооружается системой правил, принципов и требований, используя которые, он может достигнуть и достигнуть поставленной цели. Владея тем либо другим способом, человек может разобраться в том, в какой последовательности и каким образом совершать определенные деяния для решения той либо другой задачки.

Исследованием способов уже долгое время занимается целая область познаний – методология научного исследования. В переводе с греческого понятие «методология» так и переводится – «учение о способах».  Базы современной методологии были заложены еще в науке Нового времени. Так, в Старом Египте геометрия являлась формой нормативных предписаний, при помощи которых определяли последовательность процедур по измерению земляных наделов. Исследованием методологии занимались и такие ученые, как Платон, Сократ, Аристотель. 

Занимаясь исследованием закономерностей людской познавательной деятельности, методология научного исследования производит на этой базе способы ее воплощения. Самой главной задачей методологии является исследование разных черт способов исследования, таких, как происхождение, суть, эффективность и др.

Методология научного исследования состоит из последующих уровней:

1.       Конкретонаучная методология – делает упор на методики проведения исследования и технические приемы.

2.       Общенаучная методология – представляет собой учение о способах, принципах и формах познания, которые работают в разных науках. Тут выделяются способы эмпирического исследования (опыт, наблюдение) и общелогические способы (анализ, индукция, синтез и т.д.).

3.       Философская методология – включает философские положения, методы, идеи, которые можно использовать для зания во всех науках. Говоря о нашем времени, то этот уровень фактически не употребляется.

Понятие научного исследования, исходя из современной методологии, содержит в себе последующее:

·         Наличие объекта исследования;

·         Разработка способов, выявление фактов, формулирование гипотез, выяснение обстоятельств;

·         Точное разделение догадки и установленных фактов;

·         Прогнозирование и разъяснения явлений и фактов.

Цель научного исследования – это конечный итог, приобретенный после его проведения. И если каждый способ употребляются для заслуги определенных целей, то методология в целом призвана решить последующие задачки:

1.       Выявление и осмысление передвигающихся сил, оснований, предпосылок, закономерности функционирования познавательной деятельности, научного познания.

2.       Организация проектно-конструкторской деятельности, проведение ее анализа и критики.

Кроме этого, современная методология научного зания преследует такие цели, как:

3.       Исследование действительности и обогащение методологического инвентаря.

4.       Нахождения связи меж мышлением человека и его реальностью.

5.       Нахождение связи и связи в мыслительной реальности и деятельности, в практике зания.

6.       Выработка нового дела и осознания к символическим системам зания.

7.       Преодоление универсальности конкретнонаучного мышления и натурализма филосовского.

Методология научного исследования – это не просто набор научных способов, а реальная система, элементы которой находятся в тесноватом содействии вместе. С другой стороны, ей нельзя приписывать главенствующее положение. Невзирая на то, что методология содержит в себе и глубину воображения, и упругость разума, и развитость фантазии, также силу и интуицию, она всего только вспомогательный фактор творческого развития человека.