Микеланджело Антониони – величавый итальянский режиссер и сценарист, броский представитель авторского кино. Выход на экраны кинофильмов Антониони становилось событием в синематографическом мире. Работа режиссера отмечена наивысшими заслугами популярных кинофестивалей.

Поэт отчуждения

Родился Микеланджело Антониони 29 сентября 1912 года в Ферраре и происходил из мелкобуржуазной семьи. Будущий режиссер закончил Высшую школу экономики и коммерции в Болонье. Потом пробовал себя в журналистике и кинокритике.

В 1942 году он работал как режиссер-стажер во Франции на съемках картины «Вечерние посетители» Марселя Карне. Сотрудничая с журнальчиками о кино, Микеланджело Антониони сблизился с юными итальянскими режиссерами формирующегося в то время неореализма.

Режиссерским дебютом Антониони стала документальная лента «Люди с реки По», работать над которой он начал в 1943 году, а окончил в 1947. Следующие документальные киноленты Антониони: «Служба очистки улиц», «Суеверие», «Дом уродов» и другие являются типичным вариантом неореализма в документалистике. Режиссер изучил на различных уровнях современного общества тему катастрофического одиночества человека. В первой художественной картине режиссера – «Хронике одной любви» (1950) – это респектабельная миланская буржуазия, а в «Побежденных» (1952) – послевоенная «потерянная» молодежь.

Признание и широкая известность пришли к Микеланджело Антониони в 60-е годы, когда на экраны вышли один за одним киноленты «Приключение» (1960), «Ночь» (1961), «Затмение» (1962) и «Красная пустыня» (1964), составившие типичный тетраптих. В нем режиссер ставил типичный диагноз прогрессирующим духовным заболеваниям современного общества: разрыву связей меж людьми, атрофии эмоций, социальной анемии, упадку нравственности. По итогам опроса, проведенного журнальчиком «Сайт энд Саунд», «Приключение» занял 2-ое место в перечне картин всех времен и народов. А сам режиссер стал пятым, пропустив вперед только Эйзенштейна, Чаплина, Ренуара и Орсона Уэллса.

Антониони признали поэтом «отчуждения» и «некоммуникабельности». Фильмам режиссера характерны тревога и тоска по другой жизни, воплощенные в видах, сделанных Моникой Витти – исполнительницей основных ролей в картинах Антониони начала 60-х годов. Моника Витти была возлюбленной актрисой Антониони, его «печальной музой». Ее с режиссером связывали близкие дела. Их роман продолжался более 10 лет. После расставания Витти снова снялась у Антониони в «Тайне Обервальда» (1980).

В фильмографии Микеланджело Антониони 36 картин, 14 из которых – полнометражные художественные киноленты. Кроме сотворения кино, Антониони отлично отрисовывал. Его картины выставлялись на Венецианской биеннале. В сфере интересов кинорежиссера была также литература. Антониони написал книжку «Кегельбан над Тибром», которая включила в себя 33 рассказа.

«Хроника одной любви» в жизни режиссера

Микеланджело Антониони слыл известным сердцеедом. Обожавшая режиссера Моника Витти рассталась с Антониони из-за его бессчетных измен.

В 1971 году режиссер познакомился с юной Энрикой Фико, выпускницей художественной школы, которая спустя годы лет стала синьорой Антониони. В 1985 году режиссер перенес 2-ой инфаркт, следствием которого стали утрата речи и паралич правой стороны. Но благодаря стараниям супруги Микеланджело Антониони смог снять еще несколько картин, во время работы над которыми Энрика переводила актерам режиссерские указания Антониони.

Скончался Микеланджело Антониони на 95-м году жизни (30 июля 2007 года) во сне.