Михаил Елизаров
В увлекательное время мы живем. Крушение «империи зла» (либо добра); смена социально-экономической формации; обвальная приватизация; братки-олигархи-кровавая гэбня, как в калейдоскопе сменяющие друг дружку в роли владельцев страны и ролевой модели; лихие девяностые; тучные десятые. Два десятилетия пропархали, но что случилось с родиной и с нами, до сего времени не осознано ни психологами, ни социологами, ни историками.
И литература, зеркало эры, не может сконструировать сущность произошедшего. Попытка зафиксировать состояние разумов, коллективное безотчетное толком не удалась никому из зубров российскей словесности. Как пережили слом слесари, учителя, таксисты, бухгалтеры и остальные жертвы потрясений, не описано и не понято. А вправду, как? Сами не осознаем, ищем ответов и не находим. Заместо осмысления публике предлагаются нескончаемые «Старенькые песни о главном».
Реализм, как литературный прием и стиль, оказался неподвластен никому из «золотых перьев». Создатели, кажется, старательно избегают работы «в чуждой нам манере описания жизни как она есть». Литературными монументами эры объявлены творения Пелевина, Сорокина, чьи фантазии говорят больше о патологиях создателей, чем об окружающей их действительности. Дмитрий Быков поближе других к жизни, но очень увлечен подделкой реальности под собственные, очень спорные представления. Другая крайность — нескончаемое бытописание сложный и драматичной жизни владельцев жизни, нравственных метаниях их спутниц и примкнувших к ним иных дам полусвета. Бизнес поделили, супруга заказали, в Лондон улетели – а где истории из жизни обычных людей?
Сопереживание происходящему с ординарными людьми я внезапно отыскал в произведениях Миши Елизарова. На 1-ый взор, по части психопатии создатель убирает и Пелевина, и Сорокина, но … таких ярких и сразу четких метафор подсознательных переживаний обывателей встречать ранее не приходилось. «Библиотекарь» внезапно получил «Российский Букер», но настоящие плюсы романа так и не были верно озвучены. Меж тем, текст разумеется подлежит углубленному социологическому анализу. Сумасшедшее рубилово библиотекарей, водителей и иных неудачников топорами, пиками, вилами, заточками и другими средствами находящимися под рукой за право получить сравнимую с наркотической эйфорию от чтения написанных по стандартным лекалам социалистического реализма произведений с передовиками производства, доярками, партсекретарями и иными картонными персонажами в роли основных героев – более четкое художественное проигрывание болезненной тоски по утерянному русскому раю. Да это вывернутые навыворот «Старенькые песни о главном», обнажающие настоящие предпосылки собственного фуррора.
Реакция претендентов в летописцы эры не принудила себя ожидать – вот и Юрий Поляков именовал награждение Елизарова абсурдным недоразумением. Свои собственные произведения, единственной приметой времени в каких является патологическая ненависть создателя к Ельцину и Гайдару, главред «Литературки» и ведущий программки на «Культуре» считает недооцененными. По мне, так нечего там оценивать, художественная и историческая ценность его текстов разумеется не соответствует претензиям писателя. Вставайте в ряд за Донцовой, прямо перед Устиновой, справа от Бушкова, почетаемый Юрий!
Может быть, Елизаров не предполагал глубочайшего смысла в собственном произведении, но, как большой писатель, стал проводником коллективного безотчетного независимо от собственных целей. Может быть, он задумывал бытовой трэш-триллер, но ценность произведения от этого не миниатюризируется.
Последующая публикация, «Мультики», не содержит настолько глубочайшего смысла, но тут создатель выступил как прекрасный стилист. Так достоверно обрисовать приключения молодых братков с района не удавалось никому, ни в кино, ни в литературе. Произведения Германики, выдаваемые за идеал агрессивного школьного реализма, на этом фоне кажутся мнимыми и пресными. Критика произведение не увидела, возможно создатель не примкнул к любым влиятельным литературным группировкам.
Отлично, что не этим определяется качество произведений. «Библиотекарь», «Мультики» — почетаемый Елизаров, ждем продолжения. Энтузиазм публики и оценки критики, уверен, будут расти по восходящей