Моделирование как метод познания, а также другие методы исследований в науке
Моделирование как способ зания вызывает энтузиазм сходу 2-ух смежных наук: философии и методологии, так как в современной науке, а именно в физике, химии, кибернетике, биологии способы моделирования получили обширное распространение.
Но моделирование как способ научного зания нельзя считать детищем 19 либо 20 века, ведь довольно вспомнить, что еще Демокрит и Эпикур проводили аналогии с круглыми и гладкими либо же крючковатыми частичками, рассуждая об атомах и их формах, о методах их соединения меж собой, об атомных ливнях и вихрях. Конкретно эти представления являлись прообразами моделей, сделанных в наше время, и отражающих строение атома вещества и описывающих взаимоположение и взаимозависимость ядра и электронов.
Моделирование как способ зания перетерпел глубочайшие конфигурации сначала 20 века с развитием кибернетики, которая открыла новые способности и изумительные перспективы в констатации закономерностей и особенностей различных систем физической природы, которые характерны разным уровням классификации и организации форм движения и материи. Но с другой стороны, открытия в квантовой механике и теория относительности показала, что не существует абсолютной модели, что механические модели имеют относительный нрав и есть сопряженные в связи с этим, трудности в моделировании. Потому моделирование как способ зания просит глубочайшего теоретического осмысления и поиска его места в общей теории зания, коль есть множественные факты его широкого использования в различного рода исследовательских работах.
Не считая моделирования, существует также анализ как способ зания, и он характеризуется расчленением на составные части целостного предмета с целью более полного и глубочайшего исследования. Этими частями могут являться стороны, характеристики, признаки либо дела. Анализ может быть сравнительно-правовым ( к примеру таковой, в каком анализируются правовые системы различных государств), статистическим (в каком рассматривается динамика явления за определенный просвет времени) и т.д.
Часто в исследовательских работах также употребляются последующие способы научного зания:
— аналогия. Прием, при котором на основании сходства одних признаков на сравниваемых объектах, делается вывод о сходстве других признаков на этих же объектах.
— дедукция. Способ зания, при котором на основании огромного количества личных случаев о предмете делается заключение о всей совокупы случаев.
— индукция. Способ зания, который базируется на выводах о свойствах предмета либо явления на основании личных заключений о их.
— систематизация. При использовании этого способа научного зания изучаемые предметы разделяются на различные подгруппы по определенным свойствам либо принципиальным признакам. Этот способ имеет особенное значение в таких науках как биология, география, геология и иных описательных науках.
— наблюдение. Способ зания, основанный на целенаправленном восприятии явлений, в итоге которого можно получить нужные познания о свойствах, наружных признаках и отношениях исследуемых объектов.
— обобщение. Способ зания, и сразу прием мышления, призванный установить общие характеристики предметов и явлений.
— описание. Фиксация сведений об объекте средствами языка.
— прогнозирование. Способ исследования, предполагающий исследование определенных перспектив развития определенного явления.
— синтез. Объединение разных признаков, параметров, сторон, отношений явлений либо предметов в единое целое.
— опыт. Это вид исследования, в каком изучаемое явление воспроизводится в управляемых и контролируемых критериях. В процессе этого вида зания стремятся выделить в чистом виде предмет (либо изучаемое явление).
Таким макаром, моделирование как способ зания, является достаточно всераспространенным явлением, но далековато не единственным способом исследования в науке.