Модернизм в архитектуре. Стили в архитектуре. Современные стили архитектуры
Модернизм в архитектуре и искусстве иногда путают с модерном. Схожее заблуждение понятно, потому что оно исходит из обыкновенной логики: однокоренные слова указывают приблизительно на одно и то же, но на практике ситуация складывается по другому. Модерн — это термин, который определяет исторический период в контексте искусства, тогда как модернизм — полностью определенное направление, которое характеризуется не столько особыми деталями, сколько отказом от опыта и акцентов прошедших лет.
Его можно и необходимо рассматривать не только лишь как архитектурное, да и историческое явление. По сути, это была лакмусовая бумажка, которая реагировала на все, что происходило не только лишь в мире и социуме в целом, да и в разумах отдельных людей. Модернизм — стиль восприятия жизни, знак надежд тех пор.
Откуда?
Сам термин берет свое начало из итальянского, где слово modernismo переводится как «современное течение». Вообщем, языки в этом смысле на удивление едины — аналогичный смысл имеет и французское слово moderne, и английское — modern.
Возникновение модернизма было спровоцировано желанием перейти на отменно новый уровень жизни во всех ее проявлениях. Новый век и новые технологии породили культ науки в ее гипертрофированной форме, который можно проследить в том же «Гиперболоиде инженера Гарина». Население Европы в 20-х годах XX века отреклось от наследства прошедших лет и кардинально обновило стили в архитектуре.
По воззрению историков, развитие модернизма получило толчок вследствие революций, при этом как на политической арене, так и в разумах людей. Не считая того, новое направление стало реакцией на излишек пафоса, старомодности и наигранности, которые были присущи тому же викторианскому стилю. Катализатором развития стали технические заслуги, которые позволили использовать в процессе сотворения материалы, ранее труднодоступные в силу примитивности процесса производства.
Начало
Идеологическое начало модернизму было положено посреди позапрошлого века. Процесс оказался очень непростым: он зависел от мелочей, на 1-ый взор дальних от архитектуры. Этот период в истории ознаменовался всплеском развития индустрии. Масса людей направилась на заработки в большие городка: из-за притока новых людей жилища стало чертовски не хватать, в спешном порядке строились новые строения, в каких квартиры сдавались новоприбывшим. Декорировать строения напускной эстетикой, выраженной в вензелях, не торопились, отдавая предпочтение выдержанному аскетизму. Другими словами, архитектура 2-ой половины 19 века преследовала только практическую выгоду.
Главные постулаты модернизма
Мелочи можно находить нескончаемо длительно, потому акцентируем внимание на главных моментах.
- Строительный модернизм создается с помощью самых престижных, самых современных расходных материалов, а конструкции отличаются необычной, необычной формой. Да здравствует революция индустриализации! Строения возводятся из стекла, металла и бетона. Из-за того что большая часть компаний, выпускающих традиционный кирпич, обладали очень небогатыми познаниями о том же железе, многие из их разорились, не сумев влиться в новейшую волну.
- Организация внутреннего места ориентируется сначала на функциональность. Рациональность ставится во главу угла в противовес первой половине XIX века. Строения для людей, а не люди для построек — все подчинено удобству человека, стремящемуся в Новое время.
- Полное отречение от декоративных частей, перекликающихся с опытом прошедших лет. Вообщем понятие «украшательство» низведено как недостойное новейшей эпохи, восхваляется строгая чистота.
- Отсутствие государственного наклона, выраженного в специфике возведения строения либо его оформлении, будущее одно для всех.
Истоки
Модернизм в архитектуре воспринимают как синоним современности, но это ошибочно хотя бы в силу того, что времена его остались сзади, замерев в 80-х годах прошедшего столетия. При всем этом данное направление не является цельным — в силу собственной субъективности и многоликости оно породило ряд ответвлений, разнящихся меж собой.
- Природная архитектура. По другому ее именуют органической. Из самого наименования становится ясно, какую цель преследует это направление, но есть свои «но». Приверженцы его ставят во главу угла естественные, мягенькие формы, присущие предметам мира вокруг нас, при всем этом материалы, применяемые в строительстве, не всегда ограничиваются «камнем и деревом». Главное, чтоб ресурсы были неопасными, формы — биологичными, а ландшафты — природными.
Баухаус. Функциональность в ее чистом виде. Кричаще-голые строения, полное отсутствие декоративных частей, сочетание удобства и утилитарности тождественно красе.
- Арт-деко. При исследовании направления модернизма нельзя не отметить, что это самое колоритное, самое вызывающее. Стиль играет на контрасте с баухаусом, базируется на смелой геометрии, эклектике, серьезной закономерности (каждому помещению и предмету соответствует место и время), смелости форм и безудержной тяге к роскоши, выраженной в самых смелых материалах от слоновой кости до крокодиловой кожи.
- Брутализм. Выражается в сухой техничности, отсутствии обработки поверхностей строений. Как раз тот случай, когда заглавие стопроцентно показывает сущность.
- Интернационализм. Основная мысль заключается в отказе от хоть какого культурного наследства.
- Рационализм и конструктивизм. Главные стили в архитектуре СССР, подробнее мы разглядим их ниже.
Материалы и примеры
Стиль модернизм в архитектуре стал развиваться под воздействием усовершенствования технологий производства новых материалов. Так, к примеру, это направление должно своим рождением садовнику Жозефу Монье, который сделал армированный бетон. Занимательно то, что вышло это случаем: вначале он планировал просто сделать для растений емкости, которые удовлетворяли бы все его потребности.
Конструкции, которые возводились из этого бетона, отличались необычной легкостью, можно даже сказать, воздушностью на фоне обычных массивных сооружений.
Поначалу он отыскал применение в промышленном строительстве (хорошо для материала, который вначале был должен стать кадкой, не так ли?), после этого перебежал в сферу возведения жилых построек. Благодаря этому появились на свет изумительные для тех пор произведения архитектуры, поражающие зрителей своим размахом.
Легкость и крепкость армированного бетона усовершенствовали модернизм. Стиль архитектуры отныне перевоплотился в миропонимание: он позволил строить перекрытия перронов на вокзалах, помещения с ошеломляющими по величине просветами и почти все другое. Стоит привести в качестве примера Хрустальный дворец в Лондоне, Бруклинский мост и, конечно, Танцующий дом в Праге. Вот о нем необходимо побеседовать раздельно.
Потанцуем?
Состоит данная композиция из 2-ух частей в форме цилиндров — одна из их выполнена в традиционном стиле, а 2-ая — в деструктивном. Танцующим дом именуют поэтому, что он своими очертаниями припоминает танцующую даму — фигура с узкой талией и развевающейся юбкой делает иллюзию движения. Стоит гласить о том, что строение резко контрастирует с традиционными домами, стоящими рядом.
Русский альянс
Модернизм в архитектуре не миновал и наше правительство. Более ярко он себя показал в 20-х годах прошедшего века, выразившись в направлениях рационализма и конструктивизма. Разглядим каждое из их.
Рационализм
Термин в переводе с латыни значит «разумный», и этим все сказано. Его возникновение было обосновано все этим же техническим прогрессом. Эстетические запросы людей поменялись и в Рф — вензеля уступили место лаконичным формам, любая из которых несла определенную функцию. Богатство места, простота, практичность, стремящаяся к абсолюту, никакой «красы ради красы». Модернизм 20 века использовал другие способы воздействия на восприятие человека. Необходимо отметить, что это направление более «живое», ежели сменивший его конструктивизм: рационализм старался придать строениям плавные, приятные для восприятия полосы и формы.
Хоть какое явление, обычно, завязано на личностях, не миновала чаша сия и этот стиль. Идеологическим вдохновителем и фаворитом направления стал конструктор и преподаватель Николай Ладовский. Даже его определение архитектуры было пронизано работой всей жизни: он писал, что архитектура оперирует с местом, а место есть средоточие всего, что желали сказать приверженцы рационализма. При всем этом выработки прошедших лет не отрицались, а принимались и перерабатывались в согласовании с задумкой. Данное направление является принципиальной ступенью в формировании нового вида русской архитектуры, невзирая на то что оно оказалось наименее пользующимся популярностью, чем конструктивизм, который наступал ему на пятки.
Конструктивизм
Это дизайнерская наработка, которую выделил модернизм 20 века из общего ряда. Это направление можно считать апофеозом практичности и последнего слова техники.
Приверженцы конструктивизма, в отличие от рационалистов, во главу угла ставили функциональность строения, пренебрегая при всем этом удобством людей. Все было посвящено величавой цели воплощения прогрессивных мыслях. Выработки прошедшего яро отрицаются, создается нечто новое, кардинально другое.
На практике это выразилось в грустно узнаваемых домах-комуннах (в простонародье «коммуналках»), которые сводили на нет возможность уединения: крошечные комнатки, общие ванны с душевыми, общие кухни. Все подчинено серьезной логике и закономерности. Все было отлично на бумаге, но нефункционально в ежедневной жизни.
Если брать в общем, то стили российской архитектуры тех пор преследовали одну цель — как можно быстрее шагнуть в будущее, скинуть оковы прошедших застойных лет и сопроводить каждый собственный шаг современной практичностью, выдержанной чистотой линий.
Современность
На сегодня нет одного престижного стиля, который бы употреблялся при строительстве построек. Масштабная вседозволенность позволила пуститься во все тяжкие — на данный момент каждый строит так, как лицезреет. Но из всего обилия все таки можно выделить последующие современные стили архитектуры:
- Hi-tech — ода техническому прогрессу, активное противопоставление натуральности.
- Био-тек — ода природе, полная противоположность первому пт: плавные естественные полосы, имитация живого организма.
- Постмодернизм — ода исторической эклектике и замысловатости форм, вызов модернизму во всей красоте.
- Китч — ода безумию и безвкусице. Гротеск, преувеличение деталей. Эстетика второстепенна, главное — кинуть вызов обществу и выделиться из общей массы.
Результат
Модернизм в архитектуре исчерпал себя к 80-м годам ХХ века. Естественно, строения, построенные в согласовании с его канонами, до сего времени удачно работают, но ничего нового построено не было. Невзирая на то что годы популярности сзади, недооценивать модернизм нельзя — он является принципиальной ступенью на пути формирования архитектуры в целом.