Ноктюрн — это не заглавие пользующейся популярностью парикмахерской либо нового магазинчика пирожных за углом. Это не поэтический слог, не заглавие возлюбленных конфет либо смачного кофе. Понятие «ноктюрн» пришло к нам из Европы, а в переводе с французского значит «ночной». Может быть, вот поэтому 1-ое время ноктюрны было принято исполнять исключительно в вечернее время, стоя под окнами дамы сердца.

Ноктюрн как он есть

Большая часть книжек по музыке значение слова «ноктюрн» трактуют как маленькую лирическую пьесу мечтательного нрава с легким и непосредственным темпом, также роскошной и романтичной манерой выполнения.

Спокойное мелодичное произведение пленяет собственной лирикой и музыкальными переливами, навевает мысли о светлом будущем либо посылает в страну теплых мемуаров о счастливых моментах жизни.

Эти произведения включают несколько частей, обычно, три — как правило это тихое вступление, более оживленная 2-ая часть, и венчает ноктюрн такая же размеренная, как и сначала, музыка третьего куска, местами сопровождающаяся звучными выходами. Они маленькие и очень легкие для восприятия, духовные.

Звуки прошедшего

Давайте поглядим, как люди различных эпох и поколений понимали, что такое ноктюрн. В средние века ноктюрн относили к религиозным жанрам, потому игрались такие произведения только ранешным днем. Свое основное развитие как музыкальный жанр он получил в следующие столетия.

В XVIII ноктюрн — это маленькая пьеса, исполняющаяся только на свежайшем воздухе и носящая самый различный характер. Почаще она была шутливой, озорной, веселительной, время от времени даже танцевальной. В ее окончании всегда звучали командные ноты, которые оповещали слушателей об уходе музыкантов. Придумывали ноктюрны для самых различных инструментов, обычно, их исполняли оркестры с духовыми либо струнными составами.

XIX век, сначала, ассоциируется с именованием ирландского композитора Джона Филда. Он первым употребил французское слово «ноктюрн», и не просто ввел его в обиход, да и заполнил понятие новым смыслом. Им сделаны восемнадцать произведений, мелодии которых имеют обеспеченный звуковой ряд, также они заполнены романтикой, певучестью и проникновенными нотами. Музыканты той эры делали размеренные, плавные, задумчивые мотивы. В собственных произведениях они стремились передать всю палитру эмоций и чувств, которые может испытывать человек.

Ф.Ф. Шопен

С понятием ноктюрна неразрывно связано творчество профессионального и виртуозного пианиста Фредерика Шопена. Пожалуй, он был наилучшим в этом музыкальном направлении. Композитором написаны 20 разнообразных и умопомрачительных по собственной форме ноктюрнов. Они радужные и чувственные, грустные и задумчивые, дерзкие и волнующие, размеренные и сдержанные. Одно из наилучших и запоминающихся сочинений Шопена в этом музыкальном жанре — ноктюрн ре-бемоль мажор. Его особенностью будет то, что в заключительной части светлой, чувственной и волнующей темы произведения звучит диалог.

Гайдн

Совсем оправданно вспоминается красивый представитель венской традиционной школы — Франц Йозеф Гайд. Ноктюрн в его выполнении всегда отличался особенной манерой проигрывания. Им было сотворено несколько мелодичных тем для фрикционных музыкальных инструментов, и, что в особенности охото отметить, изготовлено это было по заказу самого короля Неаполя.

Не считая Фредерика Шопена и Йозефа Гайдна к жанру ноктюрна обращались такие именитые композиторы Западной Европы, как Э. Григ, Ф. Лист, Р. Шуман и многие другие.

Ноктюрн. Глинка

Жанр лирического ноктюрна в творчестве российских композиторов носил типичный нрав. Чтоб лучше его осознать, обратимся к опыту величавого музыканта — Миши Ивановича Глинки.

Из ноктюрнов для фортепиано сначала вспоминаются конкретно его сочинения, так как он был непревзойденным мастером черно-белых кнопок. В жанре лирической миниатюры композитором написано несколько расчудесных произведений. И первым посреди их на мозг приходит ноктюрн «Разлука», посвященный его сестре Елизавете Ивановне Флери. Композиция дышит эмоцией, отличается плавными и мелодичными переходами, трогательным и мягеньким настроением. Общепризнанный шедевр является не только лишь хорошим примером инструментального мастерства, да и настоящим прототипом современного лирического жанра, путь к которому начал прокладывать выдающийся деятель фортепианной музыки — Миша Глинка.

Уникальные и замудренные черты мелодий присущи также ноктюрнам таких почитаемых российских композиторов, как Скрябин, Балакирев, Рахманинов, Чайковский.

Ноктюрн в наши деньки

Современные мелодии перетерпели ряд конфигураций, они несколько отличаются от обычного для прошедших веков шаблона. Сейчас ноктюрн — это, быстрее, образное понятие, включающее в себя смешение стилей неоднозначной музыки. Ее можно услышать как в зале консерватории либо филармонии в выполнении традиционного оркестра, так и на концертных площадках страны в необыкновенном певческом воплощении. Неплохим примером в этом плане служат выступления Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, Валерии и многих других.

Маленькое инструментальное произведение с душещипательными и мелодичными нотами способно тронуть даже самое черствое сердечко. Ноктюрн — это не просто музыкальное творение. Это особенное признание, реальная исповедь, которая цепляет тонкие струны души человека и позволяет насладиться необычно чувственной мелодией с живым нравом.