Философы с давнешних времен пробовали разъяснить природу логически – предпосылки происходящих в ней процессов, связь меж ее явлениями, отыскать в ней смысл и главную либо первичную базу. Такое философское направление получило заглавие натурфилософии. Первым шагом развития этого направления была натурфилософия античности, более обычными представителями которой считается милетская школа и последователи Пифагора (досократический период, VII-VI века до н.э).

Философы милетской школы отличались прагматизмом и поиск одного начала природы соединяли с практическими изобретениями, такими как астрономические приборы, карты, солнечные часы. Так, Фалес считал материю живой, а основным первоначалом – воду. Анаксимандр называл изначальную материю «апейроном», полагая, что в итоге имеющихся в ней противоречий (тепло-холод) появился мир. Он тоже был гилозоистом, другими словами веровал в одушевленность материи. Анаксимен представлял первоначало как воздух, а Гераклит – как огнь. Пифагор и пифагорейцы лицезрели в числах магическую базу всех вещей и их зашифрованную суть. Всех их соединяло воединыжды убеждение в том, что все в космосе взаимосвязано, одушевлено, всему – людям, богам, животным – есть свое место и назначение.

Любопытно, что философия, пытающаяся разъяснить природу схожим образом и даже в некий степени восстанавливающая космоцентризм античности, вновь появилась в эру Ренессанса. Натурфилософия Возрождения характеризуется попыткой не только лишь разъяснить природу, да и соединить христианскую философию с космоцентризмом и даже с пантеизмом. Теоретические и гносеологические предпосылки этого метода мышления по праву принадлежат Николаю Кузанскому, выходцу из фермерской семьи, ставшему кардиналом. Он пробовал разъяснить философию и теологию математическими знаками, подобно пифагорейцам, также доказывал собственного рода тождество Природы и Бога. Бог, исходя из убеждений Николая Кузанского, — это Абсолютное бытие, где совпадают минимум и максимум, но это Абсолют в «свернутом» виде, доступный вере. Он «разворачивается» в Природе, тогда и разум может его постигать. Он высказал несколько мыслях, предвосхитивших как теорию Коперника, так и элементы диалектики Гегеля.

Натурфилософия эры Возрождения, обоснованная Николаем Кузанским, была развита и практически базирована неаполитанцем Бернардино Телезио. Бог, естественно, сделал мир, являясь первотолчком, изливаясь в мир, но Он трансцендентен миру, и поэтому в последнем властвует вещественный принцип. Все вещи вещественны, хотя сам принцип материальности невидим. Разум и наука призваны узнавать природу, которая самостоятельна и является единственным источником зания. Изучая природу, можно подняться к Богу. Он возродил древний гилозоизм, считая, что вся материя способна чувствовать, и выдвинул теорию, что все движение в природе порождено наличием противоположностей.

Бернардино Телезио сделал в родном городке общество исследователей природы (Academia Telesiana). Можно сказать, что натурфилософия эры Возрождения представлена естествоиспытателями сих пор, к примеру, Леонардо да Винчи, предложившим методологию исследования природы и предвосхитившим экспериментально-математический способ исследования Фрэнсиса Бэкона. Развил этот способ Галилео Галилей, который так же, как и Телезио, считал, что Бог сделал мир, но тот начинает развиваться по своим законам, а их исследование может быть только при помощи тестов.

Астрологи Николай Коперник, Иоганн Кеплер и Тихо де Браге, как и многие деятели Ренессанса, тоже занесли собственный вклад в философию природы. Натурфилософия эры Возрождения должна Копернику тем, что своим трудом «Об воззваниях небесных тел» он практически изъял Землю из астрономического, а человека из «идейного» центра Вселенной, поставив туда Космос, наперекор научному парадигмату собственного времени. Недаром на его могиле написано: «Приостановил Солнце и сдвинул Землю». Кеплер и Тихо де Браге математически обосновали учение Коперника об воззвании планет и вычислили закономерности их движения.

Натурфилософия эры Возрождения представлена еще 2-мя увлекательными фигурами – это Джордано Бруно и Парацельс (Теофраст Бомбаст из Гогегхайма). Бруно тоже не опровергал, что Бог растворен в Природе, и потому Природа должна быть нескончаема в обоих собственных состояниях (модусах) – другими словами в духе и в пространстве. Потому должна существовать не только лишь Земля, но огромное количество миров, а Солнце – это одна из звезд. Как и большая часть натурфилософов, Бруно тоже считал природу сразу вещественной и одушевленной, несущей внутри себя единство обоих принципов. Парацельс был сразу доктором, астрологом и алхимиком. Он тоже был уверен в том, что в природе существует всеобщая связь, и что она одушевлена, но считал, что эта связь – «магически-мистическая», и поэтому вероятен один ключ к «открытию природы». Натурфилософ был популярен не только лишь у современников – о нем прогуливались легенды, и он является одним из прототипов доктора Фауста в европейской литературе.