Ника Самофракийская — знакомая незнакомка
Этой прелестной даме совершенно незначительно лет – кое-где 2204 года. По сопоставлению со многими другими дамами подобного происхождения, она еще очень молода. Прибыла Ника в Лувр с острова Самофраки, что в Эгейском море (по одному из легенд, этот полуостров являлся резиденции Посейдона), где в 1863 году она оказала честь вице-консулу Франции и археологу-дилетанту Шарлю Шампуазо, представ пред его ясные глаза недалеко от городка Андринополя. Правда, у отысканной скульптуры не было головы. Любопытно, она на деньке моря либо в чьей-то коллекции?
История находки
Кстати, из осколков реставраторы собрали богиню победы только к 1884 году. Правая рука скульптуры будет найдена германскими археологами исключительно в 1950-м. Ника Самофрайская не торопилась поздороваться с населением земли. La Victoire de Samothrace является одним из величайших сокровищ Лувра. И экспонируется она просто так, стоя наверху ведущей вниз лестницы Дару, на фоне нагой стенки, чтоб еще более выделить тот факт, что настоящие бриллианты неплохи и без оправы. Поглядите, как смотрится Ника Самофракийская. Фото, к огорчению, не покажет нам настоящий, чуток золотистый цвет мрамора, больше схожий на немного загорелую кожу, чем на прохладный камень. По сопоставлению с ним сероватый мрамор подножия кажется чужеродным.
История скульптуры
Греческий архитектор Пифокрит (хотя не все исследователи убеждены конкретно в таковой интерпретации) сделал ее приблизительно в 190 году до н. э. в честь неназванных греческих морских побед. Это было время, когда римляне под предлогом «возвращения свободы греческим городкам» от захвативших из македонян стремительно распространяли свое политическое и финансовое воздействие по всем полисам Греции. И на этом фоне на Самофракийские горы приземляется вот таковой знак победы. Хотя, снова же, некие историки считают, что скульптуру сделали конкретно в честь победы Антигона II Гоната над одним из Птолемеев, царствовавшего на развалинах империи Александра в 263 году до н. э. А есть и версия, что «родилась» богиня Ника Самофракийская на Родосе, в честь победы над сирийским флотом. Но история ее возникновения на Самофраки тогда должна быть более сложной. Высеченное на постаменте слово Rhodhios (Родос) гласит в пользу последней версии. Постамент под скульптурой представляет собой нос боевого греческого корабля, и может быть, он вправду не имеет отношение к богине и святилищу кабиров.
Об археологии и географии
В то время, когда ее отыскали, раскопки велись на местности святилища кабиров. Это боги, не входившие в традиционный древнегреческий пантеон. На Самофракийские мистерии, посвященные упомянутым божествам, в эру эллинизма собирались многие греки. Статуя Ника Самофракийская была принесена греками в дар кабирам. Археолог Шарль Шампуазо длительно был французским консулом на Востоке и ухитрился снискать доверие и греческих фермеров, и турецких властей. Только этим можно разъяснить то, что греки указали ему место, где пряталась скульптура, а турки разрешили переправить ее во Францию. Во время 2-ой мировой войны Ника Самофракийская была вывезена из Лувра и пряталась в подземелье 1-го из средневековых замков, Валансе, расположенном у Луары на юго-востоке Франции. Увлекателен выбор замка. В 1803 году его купил князь де Талейран — одна из числа тех исторических личностей, о которых можно сказать только то, что он знал о нас больше, чем мы о нем.
Все о ней
Недобрый Эрих-Мария Ремарк в «Триумфальной арке» считает, что Ника Самофракийская – «дешевенький знак эмигрантов и людей без родины». Попробуем разобраться, что конкретно привело его к такому заключению? При всем этом Владимир Ильич Ленин, посещая Лувр, именовал Нику «замечательным, нечеловеческим созданием». При всей разнице эпитетов есть нечто общее в этих определениях – колер чуждости богини этому миру. Недаром ее мама – океанида Стикс. Река королевства погибели как мама Победы – внезапная для греков аналогия, характерная больше египетской и герметической традиции. Недаром время от времени Нику изображали с жезлом Гермеса в руке.
Ника и традиции искусства
Согласно древнегреческой мифологии, Ника Самофракийская – дочь океаниды и титана. Ее фигура нередко изображалась в руках скульптуры Зевса. Это чуть не единственный случай присутствия другого божества рядом с властелином молний. Очередной намек на изначальную чужеродность конкретно этого вида официальной греческой религиозной традиции. Но любопытно, как она является плотью от плоти всего традиционного искусства… Кажется, что практически все позднейшие ангелы и архангелы итальянского Возрождения писаны с Ники. Могли ли итальянские живописцы созидать конкретно эту либо родственную скульптуру – непонятно. Но конкретно она вызывает самую большую ненависть у поклонников машинизированного современного искусства. Филиппо Томмазо Маринетти в размещенном в 1908 г. «Манифесте футуризма» продекларировал: «…ревущая машина, мотор которой работает как на большой картечи, — она прекраснее, чем скульптура Ники Самофракийской». Все же, фигура Ники стоит на радиаторе практически всех шикарных «Роллс-Ройсов».