Нил Гейман «Американские боги»
Библиография британского писателя Нила Геймана насчитывает несколько 10-ов произведений, посреди которых и повести, и рассказы, и романы. Одна из самых именитых работ писателя — роман «Южноамериканские боги».
Роман «Американские боги», вышедший в 2001 году, стал четвертым житейским романом Геймана. В собственном произведении Гейман соединяет элементы мифологии (как старой, так и современной), фэнтези и современной американской культуры. Затейливо переплетаясь, они делают новый умопомрачительный мир. В этом же мире происходит действие неких других произведений Геймана, а именно, «Сыны Ананси» и «Повелитель горной долины».
Головного героя романа «Американские боги» зовут Тень Мун. Он три года провел в кутузке, откуда был выпущен досрочно. В денек собственного освобождения Тень выяснит, что его супруга Лора погибла в автокатастрофе. И что ему сейчас делать со вновь обретенной свободой, если дома его никто не ожидает?
В самолете Тень знакомится с таинственным мистером Средой. Тот предлагает Тени работу, и прошлый заключенный, которому нечего терять, соглашается на предложение. Сейчас его задачка — аккомпанировать мистера Среду в качестве телохранителя в его путешествии по Америке.
В различных городках Среда встречается с сотрудниками и знакомыми — по последней мере, так кажется на 1-ый взор. На самом же деле мистер Среда — земное воплощение бога Одина. Он собирает южноамериканские инкарнации Старенькых Богов, героев старой мифологии, чтоб вступить в битву с Новыми Южноамериканскими Богами, тесновато связанными с современной жизнью и технологией (транспорт, масс-медиа, веб…).
В романе «Американские боги» приметная роль отведена мифологическим персонажам из фольклора различных народов. Это и древнегерманский трикстер Локи, и западноафриканский демиург Ананси, и древнеегипетская хранительница домашнего очага Бастет, и индийская разрушительница времени Кали. А сам Тень оказывается Бальдром, древнегерманским богом весны и света (хотя в тексте романа не говорится об этом прямо).
Книжка «Американские боги» была удостоена нескольких популярных наград. Уже через год после издания роман получил премию «Хьюго», премию «Небьюла» и премию имени Брэма Стокера. Это поставило Геймана в один ряд с такими именитыми фантастами, как Роберт Хайнлайн, Клиффорд Саймак, Урсула Ле Гуин, Айзек Азимов, Роджер Желязны, Артур Кларк, Лоис Макмастер Буджолд и др.
Цитаты из книжки
«Давным-давно, еще в ранешном детстве, он прочитал одну историю: про путника, который свалился со горы; вверху его ожидали тигры-людоеды, а понизу — острые камешки; он ухитрился уцепиться за что-то посередке и висел над пропастью. Перед самым его лицом оказался куст зрелой земляники, а сверху и снизу — верная погибель. После этого следовал вопрос: и что сейчас он должен делать?
И ответ был: есть землянику»
«— Я лепрекон, — усмехнулся он. Тень не улыбнулся.
— Правда? — спросил он. — Тогда, может, для тебя следует пить «гиннесс»?
— Стереотипы. Нужно обучаться мыслить самому, а не слушать, что молвят по ящику, — ответил рыжебородый. — Ирландия — это не только лишь «Гиннесс»…
— У тебя нет ирландского акцента.
— Я здесь очень издавна, черт побери.
— Так ты правда родом из Ирландии?
— Я же для тебя произнес. Я лепрекон. Мы, мама твою, в Москве не водимся»
«Литература позволяет нам просочиться в сознание других людей, кажущееся нам другими мирами, и посмотреть на мир их очами. А позже — в книжке — мы останавливаемся до этого, чем умереть, либо мы умираем чужой гибелью, а в мире за пределами романа переворачиваем страничку либо закрываем книжку. Мы возвращаемся к собственной жизни. Жизни, которая походит на все другие и ни на одну из их не похожа»