«О Рф с любовью…»                                    История культуры Рф.

Программка для общеобразовательного учебного заведения для 5-9 классов.

Разработка учителя высшей категории:

Соловьевой Натальи Юрьевны

 Санкт-Петербург

20011Содержание.

Объяснительная записка к программке по «Истории культуры Рф» для 5-9 классов. 3 

Направленное на определенную тематику планирование. 4 

Мифология Рф.Программка для 5 класса (34 часа). 11 

История обычных праздничков и будней на Руси. (30 уроков плюс 4 праздничка в Русском Этнографическом музее). Программка для 6 класса. 14 

Знак и символ в бытовой культуре Рф. Программка для 7 класса (34 часа). 18 

История российской архитектуры. Программка для 8 класса (34 часа). 23 

Изобразительно искусство в православии. Программка для 9 класса (34 часа). 26 

Учебно-методический комплекс. 29

Объяснительная записка к программке по «Истории культуры Рф» для 5-9 классов

Государственная культура  — база современной культурной жизни, находящаяся в неизменном творческом развитии. Это богатство, сохраняя которое для последующих поколений юных людей,  мы способствуем становлению, воспитанию настоящей личности каждого. Исследование государственных основ – метод постижения государственной духовной базы, собственных корней.

Важное свойство государственной культуры – ее жива системность, позволяющая под своим воздействием сформировывать личность с целостным мировосприятием и мировоззрением. Исследование курса «Культура Рф» позволит учащимся приобщиться к величавому наследству.

Целью данного курса является становление и развитие личности учащегося, формирование его нравственно-эстетической позиции.

 Основными задачками данного курса можно именовать:

— исследование российскей культуры во всем ее обилии.

— создание настоящей нравственно-эстетической среды общения.

— развитие творческого креативного мышления.

— повышение спектра выбора творческой деятельности.

— формирование представления об общечеловеческих ценностях, характерное каждой культуре.

— создание мотивации к предстоящему формированию культурно-исторической памяти.

— исследование нареченного курса, как посыл для активизации познавательной деятельности.

Программка состоит из 5 частей:

1 часть:         Мифология Рф. Программка для 5 класса.

2 часть:         История обычных праздничков и будней на Руси. Программка для 6 класса.

3 часть:         Знак и символ в бытовой культуре Рф. Программка для 7 класса.

4 часть:         История российской архитектуры. Программка для 8 класса.

5 часть:         Изобразительное искусство в Православии. Программка для 9 класса.

Меж отдельными частями программки существует логическая связь, все же, любая глава может существовать как самостоятельный факультативный курс.

Формы работы на уроках могут быть разными: это и работа в группах сменного состава, когда малыши без помощи других изучают, анализируют факты, составляют сравнительные таблицы и др., семинары, где учащиеся высказываются по изученному материалу на заданную тему, могут быть дискуссии, где представлены разные точки зрения на делему. Очень комфортно использовать на уроках способности компьютерных технологий. Существует неплохой демо материал на разных носителях, так же, можно отыскать интересующую информацию и в Вебе.

Направленное на определенную тематику планирование

№ урока

Тема

Кол-во часов

Мифология Рф

Что такое мифология (8 часов)

1

Как мы узнаем о прошедшем?

1

2

Миф как представление о миропорядке.

1

3

Человек – часть общества и природной среды.

1

4

«Мифологическое время».

1

5

Сотворение мира.

1

6

На какие вопросы отвечает мифлогия.

1

7-8

Особенности легенд Рф.

2

Славянский пантеон (8часов).

1

Образы и знаки мифологических культов.

1

2

Деформация вида.

1

3

Родовая связь: природа и человек.

1

4

Высшие боги.

1

5

Ярило. Купала. (празднички)

1

6-7

Культы.

2

Легенды в искусстве. (18 часов)

III     Четверть 

1-2

Сотворение земли.

2

3-4

Небесный порядок

2

5

Домашние покровители.

1

6

Образы животных.

1

7

Герои в былинах

1

8

Черные силы

1

9

Нечистая сила.

1

10-11

Герои легенд в изобразительном искусстве.

2

IV Четверть.

1

Былинные образы.

1

2

Сказки-оперы.

1

3

Сказочные образы в живописи.

1

4

Книжная графика.

1

5-6

Сказочные образы на дисплее.

2

7

Обобщающий урок

1

История обычных праздничков

Открываем календарь

1

Правда о календарях

1

Хлеб наш насущный.

1-2

Бабье лето.

2

3

Преподобный Лука.

1

4

Оспожинки – праздничек урожая.

1

5-6

«Капустники».

2

7

Именины хлеба в музее этнографии

1

Делу время, потехе час.

1

Листопад.

1

2

1-ые холстины.

1

3

Древопилец и полузимник.

1

4

Сколько пятниц на неделе? (экскурсионная поездка)

1

5

Проверяем санный путь.

1

6

Катание на санях.

1

7

Юрьев денек.

1

8

Солнцнворот.

1

Просто ли зиму пережить?

1

Николин денек. (экскурсионная поездка)

1

2

Уродилась Коляда.

1

3

Начало Мясоеда.

1

4

Петр-полукормник.

1

5

Полузимник и Полухлебник.

1

6

По сохе поминки.

1

7

Когда телята родятся.

1

8

Когда лапти плетут.

1

9

Прилетают 40 птиц.

1

10-11

Обобщающие уроки

2

Весна идет, лето за собой ведет.

1

«Весна-красна, на чем пришла?» (экскурсионная поездка)

1

2

Конец зимним потехам.

1

3

Переполох в лесу.

1

4

Не ленись плужком.

1

5-6

Праздничек Ивана-Купалы

2

7

Обобщающий урок.

1

Знак и символ в бытовой культуре.

Мир в доме и дом в мире.

1

Вступление.

1

2-3

Строим дом.

2

4-5

Топор художника.

2

6

Печь и все, что с ней связано.

1

7

Домашняя утварь.

1

8-9

Новина и пустошь.

2

10

Орудие труда.

1

11-12

«Дожинки» — праздничек.

2

13

Священный продукт.

1

14-16

Обобщение темы. (работы творческих групп, доклады)

3

Промысел и ремесло.

1

Голубое поле.

1

2-3

О братьях  наименьших.

2

4

Мир, что огород.

1

5-6

Виды ремесел.

2

7-9

Культурное богатство. (о народных промыслах)

3

10

Секреты народного костюмчика.

1

11

Что умел каждый.

1

Ритуалы и празднички.

1

Порядок во всем. «Домострой». 

1

2

Приданное. Ритуал в жизни и погибели.

1

3

Утехи для малышей и взрослых.

1

4-6

Трапеза. Секреты кулинарии.

3

7

Праздничек как театральное действие. Обобщение четверти.

1

История российской архитектуры.

Жилье человека.

1

Стиль жизни и дом.

1

2

С чего начиналась архитектура.

1

Древесное зодчество на местности Рф.

1

Дерево как материал.

1

2

Жилые дома.

1

3

Устройство усадьбы.

1

4

Деревоземельные укрепления.

1

5

Культовые постройки.

1

6

Формирование пространственной среды.

1

Образование Древне-русского страны.

1-2

Размещение городищ. (экскурсионная поездка)

2

3

Киев.

1

4

Новгород.

1

5

Псков.

1

6

Владимиро-суздальское княжество.

1

7-8

Жемчужины российской архитектуры. (доклады)

2

Централизованное правительство.

1

Развитие городов.

1

2

Русские монастыри.

1

3-4

Помещичьи усатьбы.

2

5-7

Барокко в Рф.

3

8-10

Классицизм.

3

11

Обобщение четверти.

1

Намедни нового века. Поиск стиля.

1

Ранешняя эклектика.

1

2

Поиск стиля.

1

3

Псевдо-русский стиль.

1

4-5

Модерн. Неоклассицизм.

2

6-7

Обобщение материалов года. (работа творческих групп)

2

Изобразительное искусство в православии.

Церковь – дом божий.

1-2

Сначала было слово.

2

3-4

Сотворение мира.

2

5

История христианского храма.

1

6

Символика православного храма.

1

7-8

Таинство церковного деяния.

2

Изобразительное искусство в храме.

1-2

Единство российский церкви.

2

3

Православный храм.

1

4-5

Жемчужины храмовой архитектуры.

2

6

Судьбы храмов.

1

7

Роль цвета в храме.

1

8

Храмовая живопись.

1

9-10

Иконоборчество.

2

11-12

Именитые иконы.

2

13-14

Величавые богомазы.

2

15-16

Музыка в храме.

2

17-18

Колокольные гулы.

2

19-21

ДПИ в храме.

3

Веротерпимость.

1

Наша родина многоконфессиональное правительство.

1

2-3

Строительство храмов других конфессий.

2

Обобщающие уроки.

1-2

Экскурсии. Работа творческих групп.

2

 Мифология Рф.Программка для 5 класса (34 часа).

«Миф есть в словах данная личностная история».

(А.Ф. Лосев)

У каждого народа есть собственный уникальный миф, объединяющий его. И каждый люд – единство протцов и потомков. Это единство в традициях, в истории, в произведениях искусства, другими словами, в культуре народа. Мифология представляет собой знаковую систему зания мира вокруг нас и его описания. Это исходный шаг осмысления мира. Миф никогда не устаревает – это нескончаемая догадка, которую еще никто не опроверг.

Исследование легенд полезно, познавательно и интересно. Малыши просто выяснят мифологические черты, которые перебежали из легенд в обыденную, жизнь в наши обычаи, празднички, в искусство, в сказки. Бережное, вдумчивое отношение к исследованию мифологии обогащает историческую память учащихся, их внутренний мир. Воспитывает почтительное отношение к традициям народа, к его куьтуре.

1-ая четверть. Что такое мифология (8 часов).

1 урок (беседа). Как мы узнаем о прошедшем? Что такое культура? По каким показаниям ученые выяснят о прошедшем. Кто изучает культуру. Что является культурологическим экспонатом. Цель – обозначить структуру изучаемого предмета. Здача – ознакомить с основными категориями и понятиями предмета 

2 урок (лекция). Миф, как представление о  миропорядке. (Галлактический «Домострой». Космология. Космогония). Миф как явление культуры. Как создаются легенды, что собой представляет мифология. Устройство мира, его законы и порядок. Цель – найти роль и значение мифа в формировании культуры российского народа. Задачка  — показать связь мифологии с развитием миропонимания человека.

3 урок (урок-дискуссия). Человек – часть общества и природной среды. Место человека в окружающем его мире. Человек есть Мир и Мир есть человек. (Антропоцентричность).  Цель – обучить определять связи личности с обществом и окружающей средой. Задачка – показать систему взаимовлияний человека и мира вокруг нас.

4 урок (семинар). «Мифологическое время». (Мы знаем, что было и узнаем, что будет…). В каждой мифологии свое «мифологическое время. Как человек проникал в тайну при помощи мифа. Цель – ознакомить учащегося с понятием «мифологическое время». Задачка – показать учащимся главную роль мифа как метода познавания мира.

5 урок  (урок-исследование). Легенды от сотворения мира. Миф в жизни человека. Человек знал, к кому нужно обратиться в тяжелую минутку и кого благодарить в случае фортуны. Цель урока – найти значение мифа в жизни старых людей.  Задачка – познакомиться с разными видами легенд.

6 урок (урок-викторина). На какие вопросы отвечает мифология. (Миф, как практическое познание). Цель – исследование практического познания, приобретенного из мифологии. Задачка – разобраться, какие есть легенды.

7-8 уроки (работа творческих групп). Особенности легенд Рф. (Сопоставление с мифологией других народов. Государственный эпос: былина, бывальщина, быличка.). Цель – ответить на вопрос, почему славянская мифология не так обширно и много известна, как мифология других государств. Задачка – обобщить материал четверти.

2-ая четверть. Славянский пантеон (7 часов).

1 урок. Образы и знаки разных мифологических культов. (Культ воды, земли. Деревьев и др.). Цель – найти роль и значение нареченных знаков в славянской мифологии. Задачка – показать примеры использования этих знаков в литературе, в УНТ.

2 урок. Деформация вида либо «необходимое выделить». (Сказочные персонажи в народном искусстве). Цель – разъяснить, как та либо другая роль, «функция» мифологического героя, оказывала влияние на формирование его вида. Задачка – отыскать доказательство приобретенному опыту из узнаваемых сказок, легенд.

3 урок (триллер). Родовая связь – природа и человек либо «… все смешалось: жеребцы, люди…» (Единое актуальное место – единый образ воплощения. Тотем). Цель – показать связь человека и всего живого, выраженную в разных видах легенд. Задачка – осознать, что растерял и что заполучил человек, изменив свое представление о мире.

4 урок-представление. Высшие боги Перун, Волос, Макошь, Дажьбог и т.д. Первопредки. Цель – представить учащимся иерархие в пантеоне славянских мифологических богов. Задачка – выработать представление о значении роли разных групп героев славянской мифологии.

5 урок-представление. Ярило, Купала. Празднички, предания, связанные с этими видами. (Акварели Б.М. Кустодиева, работы В.И. Сурикова, В.А. Серова). «Обряд». Цель – представить учащимся исторический путь мифологических традиций, дошедших до наших дней. Задачка – проанализировать, какие конфигурации произошли и почему.

6-7 уроки о культах. Культ Матери-Земли, культ Воды. Культ деревьев, культ камешков. Цель – разъяснить значения нареченных понятий для старых людей. Задачка – научиться созидать и распознавать эти образы в изобразительном искусстве и литературе.

В 3 и 4 четвертях учащиеся продолжают знакомиться с героями славянских легенд, образы которых, отыскали свое воплощение в разных произведениях искусства. Цель данных уроков – показать, на сколько органично обычная культура существует в искусстве и как она его духовно обогащает. Задачка уроков – знакомство с разнообразием форм воплощения обычных мифологических образов в произведениях мастеров искусств, сделанных в различные времена.

3-я четверть. Мифология в искусстве (11 часов).

1-2 уроки. Сотворение Земли в легендах и легендах. (Модели земли в притчах).

3-4 уроки. Небесный порядок. Небо, месяц, солнце и звезды. (По народным сказкам).

5 урок. Домашние покровители. Домовой, банник, овинник, рыжник и т.д. (Приметы, правила, убранство избы).

6 урок. Образы животных в легендах и притчах. (Иллюстрации И.Я. Билибина, Ю.А. Васнецова и др.)

7 урок. Герои и воители в российских былинах. Галерея образов. (Творческая работа по литературным произведениям).

8 урок. Черные силы: кикиморы, русалки, колдуньи, вампиры, банник, черт. Дуализм.

9 урок. Нечистая сила и клады. (Реализм и фантазии сказок П.П. Бажова)

10-11 уроки. Герои легенд и особенности их воплощения в произведениях искусства. Живопись, статуя, графика. (Работа творческих творчексих групп).

4-ая четверть (8 часов)

1 урок. Былинные образы в росписях Мстеры, Палеха, Федоскино.

2 уроки. Сказки-опреы Н.В. Римского-Корсакова, А.И. Глинки (Наброски костюмов М.А. Врубеля, Л.С. Бакста и др.).

3 уроки. Сказочные образы в живописи и театрально-декорационном искусстве. ( Иллюстрации к сказочным сюжетам Ю.А. Васнецова, И.Я. Билибина и др.)

4 урок. Работа в творческих группах по материалам книжной графики. (Отчет о работе)

5-6 уроки. Синематограф. Воплощение сказочных образов на дисплее. (Фильмы-сказки А.И. Роу, Т.Н. Птушко).

История обычных праздничков и будней на Руси. (30 уроков плюс 4 праздничка в Русском Этнографическом музее). Программка для 6 класса.

« Размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошедшем, и принципиально, чтоб она сохраняла то, что ее достойно». (Д.С. Лихачев «Раздумья о Рф»)

Исследование народных традиций, актуального уклада народа является нужным нюансом для исследования основ культурного творчества. Традиция вообщем – это форма сохранения жизни социальной организации, культуры, духовных сил человека. Все классические нормы общества образуют некоторую систему для воспроизводства и сохранения базы для хоть какого творческого созидания. В традициях сохраняется древний опыт освоения мира – это форма духовного бытия народа.

Программка этого года посвящена народному календарю. Это типичная энциклопедия жизни протцов, в какой закодирована вся жизнь народа: познания, обычаи, празднички, наблюдения, приметы, порядок и время работ на земле и по дому и почти все другое. Ни один свод законов не сумеет окутать всю сложную систему взаимодействия человека с миром вокруг нас. Обычаи, традиции, выработанные в веках предыдущими поколениями, как будто бы включали человека в некоторое действо, в каком каждый шаг был отработан временем. В течение года учащиеся на уроках погружаются в историю жизни наших протцов. Некие факты они выяснят в первый раз, некие традиции, обычаи и празднички мы знаем и на данный момент, часто не догадываясь об их историческом смысле. Многому следует поучиться у наших предшественников: бережному отношению к природе, к земле, почтению к праотцам, к истории. Поучиться наблюдательности, находчивости, умению прекрасно и забавно отмечать празднички. Еще очень принципиальное качество было у людей: умение работать и развлекаться вкупе, сообща.

Программка позволяет учащимся освоить духовное наследство прошлых поколений, позволяющая сформировывать личность с большим мировосприятием.

Цели и задачки курса:

Через развитие творческого мышления выработать навык восприятия памятников русской культуры в широком социоциально-культурном поле.

Воспитывать в учащихся почтительное, заинтересованное отношение к самобытной, классической культуре нашего народа. Восприятие ее в системе мировой культуры.

Содействовать обогащению культурно-историчексой памяти учащихся.

Научиться использовать исторический опыт в решении современных нравственно-эстетических, экологических и других задач.

Просыпание энтузиазма к классической культуре, как мотивация к предстоящей познавательной деятельности учащихся, к исследованию культуры других народов.

Форма проведения занятий различна. Это и классические уроки, и работа в группах. Можно использовать игровую форму проведения урока, театрализованные представления. Более зрелищно и любопытно проходят уроки с внедрением мультимедийных технологий. Так же, в помощь учителю, в Этнографическом музее Санкт-Петербурга разработаны циклы лекций, экскурсий и игровых занятий по широкому диапазону изучаемых тем.

1-ая четверть. Открываем календарь. Хлеб наш насущный (8 часов).

1 урок.                       Правда о календарях. Сколько лет, сколько зим?…Как «уживались» Юлианский календарь и Месяцеслов. Что такое «неделя» и «пн» и др. (1 час)

2 урок.                       Бабье лето. Бруснику можно, а грибы нельзя. Репный праздничек. Новый год. (2 часа)

3 урок.                       Почему полы моют с вереском? Преподобный Лука – убирай лук. (1 час)

4 урок.                       Оспожинки – праздничек урожая. Рябина поспевает, а корень мерзнет. (1 час)

5 урок.                       Куда сдвигаются хлеб, медведи и змеи? Почему ревут лоси? Почему нельзя в лес ходить? «Капустники» и «похороны мух». (2 часа)

6 урок.                       Именины хлеба в музее Этнографии. (экскурсионная поездка)

2-ая четверть. Делу время, потехе час (8 часов).

1 урок.                       Листопад, костричник. Почему на Феклу зарева, а на Иону нельзя рыбу есть. (1 час)

2 урок.                       Расстилаем и мнем лен, а на Харитину – 1-ые холстины.

3 урок.                       Яков древопилец пришел и как колесо с осью прощалось. Грудень, полузимник. (1 час)

4 урок.                       Сколько пятниц на неделе? Кузминки – девицам вечеринки и кто солнце гасит. (праздничек в музее)

5 урок.                       Когда конец свадьбам? Проверяем санный путь. Введенье разламывает леденье. (1 час)

6 урок.                       Для чего Прокоп роет сугроб. Катание на санях на Катерину. (1 час)

7 урок.                       Юрьев денек. Меняем владельца, а малышей в школу отправляем. Наум наставит на мозг. (1 час)

8 урок.                       Трещит Варюха – сберегай нос, да ухо! Солнцеворот. Легенда о Данииле. Праздничек на Модеста. (1 час)

3-я четверть. Просто ли зиму пережить? (11 часов)

1 урок.                       Праздничек в музее: Николин денек.

2 урок.                       Уродилась Коляда. Когда детям ведали много сказок? Праздничек сказки. (1 час)

3 урок.                       И у курицы есть праздничек. Снег от заболеваний. Начало Мясоеда. Петр и Павел денька прибавил. (1 час)

4 урок.                       Почему Петр полукормник? Когда Антон околпачит? Афанасий-ломонос – сберегай нос! (1 час)

5 урок.                       Что отсекает сечень? Поначалу полузимник, а позже полухлебник. Кто заступится за сверчков. (1 час)

6 урок.                       Сретенье. Как это: «расчинать починки»? По сохе поминки. (1 час)

7 урок.                       Когда телята родятся? На Луку смачные пирожки. (1 час)

8 урок.                       Когда лапти плетут? Кто таковой Касьян, который на что ни посмотрит – все вянет? (1 час)

9 урок.                       Федот – да не тот. Когда прилетают 40 птиц. Кто полоз дерет? (1 час)

10 урок. Обобщение четверти. (2 часа)

4-ая четверть. Весна идет, лето за собой ведет (7 часов).

1 урок.Праздничек в музее: « Весна красна, на чем пришла?» Связь человека и природы в российской классической культуре.

2 урок.Конец зимним потехам. Кто снег зажигает и почему щи пустые? (1 час)

3 урок.Крестьянин в поле, а в лесу переполох: у лисы новоселье, зайцы осмелели, и медведь пробудился. (1 час)

4 урок.Не ленись плужком – будешь с пирожком. Что за кросотка: пузаста  и не голенаста? Почему отлично, когда много комаров и когда же купаться? (1 час)

5 урок.Два урока для лета: 1. Праздничка Ивана Купала.

6 урок.  2. Праздничек. Печем пироги с медом, с яблоками и ореховые.

7 урок.Обобщающий урок.

Знак и символ в бытовой культуре Рф. Программка для 7 класса (34 часа).

Цель данного курса – ознакомить учеников с особенностями классической российской культуры. Выявить роль и место самобытного наследства в художественной культуре современности.

Посодействовать осознать связь стиля жизни наших протцов с их мировоззрением. В связи с чем, основными задачками данного курса является умение отыскивать в внешнем мире, в явлениях бытовой культуры логику и черты мировоззренческого порядка. Осознать базу духовных ориентиров человека, выявить нравственныо-эстетические черты в ежедневной жизни. Умение ассоциировать приобретенные сведения с явлениями современной жизни. Узнавать, что утрачено, а что продолжает жить.

Мир в доме и дом в мире (16 часов)

I          (1 час)Вступление: (Урок-дискуссия) Человек и законы огромного мира.

Цель урока – найти место и значение традиций в современной жизни. Задачка – обучить малышей созидать как сильна связь человека с окружающей средой, как социальной, так и природной.

Определения и понятия: общество, среда, мир вокруг нас, община и тд.

(Для обсуждения предлагаются логические цепочки в в идее схем, где наглядно можно проследить данную связь.)

II     Строим дом.

            I.(2 часа)Дом дому рознь. Мир в доме и дом в мире. (Урок-семинар)

Разные типы жилых домов на местности Рф (Избы, юрты, землянки и пр.). Как выбирали место строительства, где ставили церковь. Устройство усадьбы. Цель – ознакомить учащихся с разными методами существования людей. Задачей является получение навыка анализа и сопоставления приобретенной инфы. Ознакомление с терминологией, которая нередко встречается в художественной литературе: волость, местечко, острог, околица, посад, гумно, амбар и др.

(Для исследования предлагается сопоставить изображения разных типов жилищ на местности Рф. Иллюстрации российской усадьбы, устройство мельницы и пр. Вероятна работа в группах.)

         II.(2 часа) Топор художника либо как строить без гвоздиков? Томские узоры и притча о Кижах.(Урок-путешествие)

Чудеса древесного зодчества, его конструктивные особенности и декоративный нрав воплощения. Цель – показать особенности творческого развития народа, развития инженерной мысли. Задачка – обучить различать конструктивные и декоративные элементы изучаемого объекта, его многофункциональные особенности. Понятия: конструкция, декор, функция. Определения: полотенце, конек, сруб, опора и пр.

(Демонстрация фрагментов кинофильма о древесном зодчестве и обсуждение. Зарисовки схем и строительных деталей в тетрадях.)

     III. (1 час) Что из избы не вытащишь? Печь и все, что с ней связано. Кубели, коробья и др. мебель.

     IV.(1 час) Чудеса в «грохоте» и в «кухне-самоваре».

(4 и 5 уроки связаны общими целями и задачками) Уроки-исследования. Цель – знакомство с культурой быта наших протцов. Как обустраивали дом, как декорировали. Задачка – наглядно показать обилие внедрения творческой мысли и фантазии человека в окружающей его среде. «Рассказы» современных вещей о собственных «праотцах» (миксеры, кофеварки на старенькый лад). Сообщения учащихся по материалам урока, доклады, творческие исследования.

III  Земля-матушка, кормилица.

Земля, как знак жизни. Как осваивали землю. Отношение к природе. Природа щедра: кто решал сколько и как у нее можно брать. Хлеб – важная часть в системе ценностей россиянина. Ритуалы и обычаи, связанные с полевыми работами. Что значит «садиться на землю».

Цель этих уроков — показать учащимся нравственное отношение старых к земле, к труду землепашца, к плодам этого нелегкого труда. Задачка – обучить рассматривать и ассоциировать систему ценностей старого общества и наших современников.

  1.              I.      Урок (2 часа). Новина и пустошь либо как человек «добывал» землю. (Урок-экскурс, беседа)
  2.           II.      Урок (2 часа). Дай нам, боже, просто нажимать. Орудия труда. (Урок-лабораторная. По изображениям учащиеся определяют предназначение предметов: борона, соха, суковатка и др.)
  3.        III.      Урок (2 часа). Окончание жатвы. «Дожинки» — праздничек. (Урок-конкурс. Загадки, пословицы, посвященные сбору урожая)
  4.       IV.      Урок (2 часа). Священный продукт. «Жито», от слова «жить». (Урок-исследование. Из какого зерна какая каша. История с физикой и химией. Овин, ток, цеп, садило и молотило и др.)
  5.          V.      Урок (1 час). Обобщение темы.

IV  Промысел и ремесло. (8 часов)

Последующие уроки посвящены нужным для жизни занятиям: выращиванию льна, изготовлению одежки. Домашней утвари, возделыванию огорода и других.

Атрибутика и потаенные знаки, находящиеся в готовом продукте и процессе его производства. Умения и способности, которыми обладали наши праотцы. Цель данных уроков заключается в том, чтоб показать, как при всей необходимости и рациональности методов производства продукта Вов сем находится творческое начало. Задачка уроков – проследить формирование истоков художественной культуры российского народа. (в 2-ух частях)

  1. Часть. Промыслы.

I. Урок. (1 час)  Льняной промысел. Голубое поле. Что поведало льняное полотно. Процесс производства льна, связанные с ним ритуалы и традиции.

  1. Урок. (2 часа)  Скотинку водить – не разиня рот ходить. О братьях наименьших. Отношение к животным. (Тут же можно побеседовать о таких обычных видах промысла, как рыболовство и охота.)

III. Урок. (1 час)  Мир, что огород – в нем все вырастает. В огородном деле, как и в любом другом, человек организует место. Это тоже целый мир и там свои законы, собственный порядок.

  1. Часть. Ремесла.

I. Урок. (2 часа) Виды ремесел. Одеться, обуться и дом украсить. Обычная символика, которая использовалась в одежке и бытовых предметах. Знаки матери-земли, древо жизни, символические изображения животных. Разгадываем орнаменты

  1. Урок . (3 часа) Что удалось сохранить? Доклады учащихся о имеющихся сейчас народных промыслах. Работа в творческих группах с следующим обсуждением. Экспертный совет.

III. Урок. (1 час) Портище либо где подоплека? Секреты народного костюмчика. Особенности классической одежки. Что может поведать одежка о человеке.

  1. Урок. (1 час) Пуговка литая, петелька витая. Что полагалось уметь каждому? Чему учили девченок и мальчишек.

В этой части уроки посвящены принципиальным ритуалам в жизни человека: рождение, свадьба…

V     Ритуалы и празднички (7 часов)

В части разговор о творчестве. Как люди декорировали свои дома, как наряжались, как делали радостный праздничек и достойно провожали в последний путь. Как отдыхали после работы и чем занимали деток. Исследование разных форм взаимодействия человека с обществом. Задачка – объяснить понятия: мораль, этика, этикет, нормы поведения. Цитаты из «Домостроя», ставшие крылатыми выражениями. (Уроки можно проводить в игровой форме. Вероятны инсценировки.)

 Цель уроков – показать истоки творческого наследства нашего народа. Задачка – посодействовать учащимся узреть в том, что сотворено проф живописцами воздействия классической культуры.

  1.              I.       (1 час)  Порядок во всем. Что такое «Домострой» и что от него нам досталось?
  2.           II.      (1 час)  Ритуал в жизни и погибели. Как готовили приданное.
  3.        III.      (1 час)  Какие были утехи. Во что и как игрались детки.
  4.       IV.      (3 часа) Будни и празднички за столом. Трапеза.

В этой части речь пойдет о кухне. Что ели, чем лакомились, как соблюдали посты, как сохраняли продукты. Секреты кулинарии. Цель – знакомство с очередной любопытной и принципиальной стороной жизни наших протцов. Задачка – пробудить энтузиазм учащихся к бытовой культуре российского народа.

  1.          V.      (1 час)  Соблюдение традиций обобщение четверти.

 История российской архитектуры. Программка для 8 класса (34 часа).

Архитектура, как и хоть какой другой вид искусства, может поведать о многом внимательному, вдумчивому зрителю. Тем паче, что архитектура тесновато взаимосвязана с публичными переменами. Задачка архитектуры, по словам мудрейшего Витрувия, создавать «крепкое, полезное и прекрасное». Как разумеется и как просто для осознания. Но история решает по-своему: время от времени уничтожаются прекрасные эталоны творений людского гения, а спорные и непонятные современникам  живут много веков.

Понятно, что на внешний облик строения оказывает влияние климат, традиции, наличие строй материалов и др. Но появляются и поболее сложные вопросы: как происходит смена стилей в искусстве архитектуры, почему духовная жизнь оказывает влияние на конфигурации конструкции, как зависит декор строения от политической обстановки в стране? На эти и многие другие вопросы можно отыскать ответы в материалах данного курса.

Архитектура, как царица искусств, соединяет внутри себя не только лишь разные виды изобразительного искусства, да и развивается сообразно эволюции общества. Таким макаром, в процессе исследования архитектуры Рф у учащихся формируется конкретно-историческое осознании продукта эры, сознательное отношение к охране памятников культуры развивается творческий подход к анализу и оценке культуры прошедшего, а так же созданию и совершенствованию мира вокруг нас.

  1. I.      (2 часа) Введение. Жилье человека.
  2.  Стиль жизни и дом. Бродячая и оседлая жизнь человека. Потребности людей и виды зданий.
  3. С чего начиналась архитектура? От организации части

Натали-Соло