Обыденное право – совокупа стихийно появившихся обычаев. Это неписаные правила поведения, которые санкционировала муниципальная власть. В юридическую систему входят только те обычаи, которые исполняют функции правовых норм. Другими словами они выражают интересы и волю политически и экономически господствующих классов, адаптированы государством к имеющимся на этот момент экономическим и политическим условиям.

Обыденное право — обычаи, которые неоднократно применяясь, стали общеобязательными. В силу долгого внедрения они заполучили общеобязательное значение. Исторически они выступали первыми из всех источников права. Их соблюдение обеспечивается принудительными силами страны.

Разновидность обычаев – деловые обыкновения. Они складываются в тех либо других сферах деятельности властей: исполнительно-распорядительной, парламентской, судебной и т.п.

Обыденное право, в отличие от писаного, формируется конкретно на практике. Когда сформировавшийся на практике обычай не получает признания и защиты страны, он не приобретает правового нрава, оставаясь обычным либо бытовым. Если же его «замечают», признают и обеспечивают принудительными способностями, он приобретает юридическое значение. В данном случае трибунал либо другой муниципальный орган может ссылаться на такие обычаи как на источники права.

Как обычай становится правовым?

Правовыми становятся не все обычаи, а только те, которые:

1. Складываются в процессе множественного внедрения (к примеру, в течение жизни нескольких поколений).

2. Отличаются обычным, устойчивым нравом.

3. Являются правовыми мнениями маленьких групп людей, другими словами нормы имеют локальное значение.

4. Выражают характеры данного общества. Римские юристы утверждали, что обычаи — неразговорчивое согласие народа, которое доказано старыми нормами. Потому они владеют общеобязательным нравом.

История развития

Обычаи занимают существенное место в таких исторических монументах, как законы Хаммурапи, Салическая и Российская правда. Еще на ранешних шагах возникновения и развития государственности обыденное право игралось важную роль в системе нормативного регулирования.

С течением времени, в процессе развития товарных отношений, хозяйственных связей, расширения сферы муниципального управления, все более тривиальной становилась консервативность обыденного права. Присущие развивающемуся обществу конкретные потребности определили возникновение нормотворчества. Обыденное право уступило дорогу законам и другим актам — «продуктам» этой деятельности.

А что все-таки сейчас?

Как один из источников права обычай не пропал и до настоящего времени. Просто он заполучил другие формы, так сказать, видоизменился. Его интенсивно используют в нашей юридической практике. Сначала, он встречается сферах деяния личного, общественного, административного, конституционного, денежного права.

Сейчас система обыденного права существует на Мадагаскаре, в Азии, Африке, Океании, ряде латиноамериканских и в арабских государств. Там она отыскала обширное применение в процессе регулировки публичных отношений.

До настоящего времени обыденное право в большенном почете в мусульманских странах. Они именуют его Адатом. Являясь совокупой народных обычаев и юридической практики, обыденное право у мусульман затрагивает все вопросы, касающиеся их быта, семейных и имущественных отношений.

А вот в развитых государствах ему отведена второстепенная роль. В странах континентальной Европы его употребляют только в обсужденных законом случаях. Другими словами, обыденное право не должно противоречить законам, предполагается, что оно их дополняет и «воскрешает». Оно не может отменять указания законов.