Одежда для карнавала
Какую одежку придумать для карнавала? Нарядиться пиратом либо доктором? Надоело? Фантазии не хватает? Так, может, стоить поглядеть, какие костюмчики пользуются фуррором на больших глобальных карнавалах, авось увлекательная мысль в голову придет?
Карнавал – не маскарад, а прощание с мясом
Каждый год в феврале по всему миру проходят сотки ярких карнавалов. Существует много теорий об истоках этого праздничка. По одной из часто встречающихся, слово «карнавал» происходит от латинского выражения «carne vale», что значит «прощание с мясом», потому что карнавал обычно устраивается намедни Величавого Поста. Другие считают, цель карнавала – отпугнуть злых духов, проститься с зимой и поприветствовать весну. Так либо по другому, но в современном сознании слово «карнавал», сначала, ассоциируется с маскарадом, переодеванием, с колоритными костюмчиками.
Самыми известными карнавалами в мире числятся бразильский карнавал в Рио-де-Жанейро и итальянский карнавал в Венеции. Но эти два праздничка разительно отличаются друг дружку как по форме проведения, так и по стилистике костюмов. Навряд ли кто-то перепутает карнавальный костюмчик из Венеции либо из Рио-де-Жанейро. Можно сказать, что эти две карнавальные культуры лежат в базе всех других карнавалов мира, потому стоит, сначала, познакомиться с традициями конкретно этих 2-ух праздничков.
Венецианский карнавал
В письменных источниках «Carnevale di Venezia» в первый раз был упомянут в 1094 году. Тогда юные люди накидывали на себя животные шкуры и устраивали шествия по городку, воспевая красоту венецианских дам и смачную пищу. Праздничек сопровождался выступлением акробатов, фокусников, шутов, народными игрищами и соревнованиями. Карнавал в течение веков претерпевал конфигурации, но сущность оставалась все той же. Но в конце XVIII веке после взятия городка неаполитанцами и падения Венецианской республики карнавал воспретили. И возродили эту традицию только в 1970-х годах, чтоб привлечь туристов в Венецию в зимнее время года. На данный момент на праздничек прибывает раз в год около 1,5 млн гостей со всего мира.
Классические наряды итальянского карнавала
В XVIII веке популярность получила маска «Моретта» — дама закрывала лицо черной бархатной маской, которую приходилось держать зубами, потому дама не могла гласить, но зато становилась загадочно-молчаливой. Современный карнавал возрождает, сначала, традиции XVIII века, когда в моду вошли такие элементы одежки как баута, трикорно и табарро, также традиции костюмов комедии дель арте XVI века, благодаря которой самыми пользующимися популярностью маскарадными видами стали Арлекин, Коломбина и Пульчинелла. От периода Возрождения карнавал получил в наследие костюмчики, связанные с древней мифологией.
Сейчас неотклонимой частью Венецианского карнавала стал парад «Grande Sfilata», для которого специально каждый год изготовляются около 2000 костюмов. Над этой задачей трудятся порядка 400 костюмеров из всех государств мира (хотя большая часть составляют представители Франции, Германии и Австрии). Жюри, в состав которого обычно входят арт-директор карнавала, какая-нибудь местная знаменитость и хореограф, выбирают наилучшие маски года. Действие разворачивается на специально выстроенном подие на площади Святого Марка, а за показом костюмов смотрят от 100 до 125 тыщ зрителей. Каждый может принять роль в конкурсе костюмов.
Что носят на карнавале в Венеции?
Венецианские карнавальные костюмчики последних лет можно условно поделить на 5 категорий:
1) Исторические костюмчики XVI-XVIII веков, которые должны строго соответствовать избранному периоду.
2) Белоснежные костюмчики в стиле Пьеро: лицо стопроцентно закрыто белоснежной маской, а костюмчики из тюля, узоров и шелка переливаются всеми цветами белоснежного – «от жемчужного до хрустального». Этот стиль был сотворен в 1970-х годах, когда Венецианский карнавал возрождался, и до сего времени пользуется большой популярностью.
3) Костюмчики комедии дель арте, которые всходят к XVI веку. В большинстве случаев за базу берут картинки Мориса Санда (отпрыска известной писательницы Жорж Санд), которые тот сделал в XIX веке.
4) Направленные на определенную тематику костюмчики — на всякую тему, которая может прийти в голову участникам карнавала.
5) В последние годы в Венеции стали появляться любители косплея, ролевых игр и готической подкультуры. Пока их количество невелико, но все таки их видные наряды часто завлекают огромное внимание окружающих.
Буйство карнавала в Рио-де Жанейро
По сопоставлению с «чопорным» Венецианским праздничком карнавал в Рио-де-Жанейро поражает своим буйством, необузданностью танцев, красок и костюмов (либо практически полного их отсутствия). Карнавал устраивается раз в год уже несколько веков – с 1641 года – и строится вокруг потрясающего парада бразильских школ самбы, в каком учавствуют тыщи людей. Многие из их начинают готовиться к последующему карнавалу сразу после окончания предшествующего, и в течение года отказывают для себя во всем, только бы сделать яркий костюмчик и пройтись в нем по улицам Рио-де-Жанейро в священный денек.
Африканские корешки
Все эти «природные» объекты вначале были частью африканских верований, служили талисманами и идолами от заболеваний и бед. На костюмчики бразильского карнавала, ну и на общую манеру его проведения существеннейшее воздействие оказала африканская культура, которая некогда была привезена в Америку работорговцами. Потому нет ничего необычного в том, что основой карнавала в Рио-де -Жанейро за долгие столетия стали музыка, танец и внедрение других частей африканской культуры. Конкретно с африканской прародины на местность современной Бразилии пришли декорации и наряды, принципиальной составляющей частью которых являются перья, травка, кости, бисер, раковины и т.д..
Проглядывают африканские корешки и в танцах бразильского карнавала, напоминающего иногда шаманские пляски. Весь этот сплав культур привел к тому, что люди, участвующие в карнавальном шествии в Рио-де-Жанейро, нередко фактически стопроцентно оголены, их тела раскрашены и чуток прикрыты колоритными перьями и бусами, такой гротескный «первобытный наряд».
Многие другие именитые карнавалы мира – французский в Ницце, испанский в Санта-Круз-де-Тенерифе, бельгийский в Бенше, германские в Берлине и Кельне, южноамериканский в Нью-Орлеане, швейцарский в Базеле, индусский в Гоа и т.д. – нередко оглядываются на Венецию и Рио-де Жанейро, подражая им, но, естественно, и добавляя свою местную специфику – костюмчики и обычаи.