Октановое число – что оно означает?
Бензин в тех либо других объемах потребляется во всех странах мира. Видов его много, но нам, как обычно, охото получить продукт наилучшего свойства. Для оценки различных видов горючего употребляют особый показатель – октановое число, которое и может охарактеризовывать характеристики бензина. Сначала это касается его детонационных параметров и способности использования различных видов бензина в современных движках
Для осознания того, что такое октановое число, нужно разглядеть процессы, происходящие при работе мотора. На 1-ый взор все просто – при движении поршня ввысь объем цилиндра миниатюризируется, находящаяся в нем топливная смесь (смесь в определенной пропорции воздуха и паров бензина) сжимается. Свеча дает искру, смесь зажигается, и образующиеся пары горения, существенно увеличиваясь в объеме, двигают поршень вниз.
Описанное отлично смотрится в виде схемы, но по сути в этом процессе есть огромное количество аспектов, которые могут существенно поменять картину. Не касаясь тонкостей работы мотора, разглядим более тщательно сгорание горючего. Обычно происходит спокойное, плавное горение. В процессе этого процесса появляется несколько промежных соединений. Они отличаются неустойчивостью, и при достижении определенной концентрации может происходить взрывное горение.
Это уже будет совершенно другой процесс. Скорость распространения пламени при обыкновенном горении – 10-ки метров за секунду, а при взрывном горении – до 2500 м/с. В данном случае на детали мотора действует чрезмерная нагрузка, появляются нехарактерные движку шум и стуки. Такие резкие, звенящие звуки бывалые водители охарактеризовывают просто – «пальцы стучат», что является первым признаком детонации и негативно сказывается на работоспособности мотора.
Антидетонационные характеристики бензина как раз и охарактеризовывает октановое число. Сейчас можно возвратиться к самому мотору. Дело в том, что конструкторы всегда озабочены получением большей мощности от 1-го и такого же мотора при иных равных критериях. Простой путь – прирастить степень сжатия мотора.
При увеличении степени сжатия топливной консистенции в процессе ее сгорания выделяется больше энергии, соответственно, мощность мотора вырастает. Вот октановое число и охарактеризовывает разные сорта бензина по их склонности к детонации. Чем оно больше, тем меньше возможность детонации. Ее возможность определяется содержанием в горючем разных углеводородов. Для установления антидетонационной стойкости обычно употребляют два метода – моторный и исследовательский.
Методика измерения октанового числа в каждом случае своя, и его значение будет различным при каждом виде измерения. Приобретенный итог отображается в обозначении марки бензина. Бензин, испытанный по моторному методу обозначается, к примеру, А-92, а по исследовательскому – АИ-92. Чем больше октановое число, тем выше у горючего детонационная стойкость, и его качество считается наилучшим.
Для увеличения стойкости к детонации в низкосортный бензин добавляют вещества, уменьшающие склонность к детонации – антидетонаторы, в итоге чего бензин может употребляться как высокооктановый. Одним их их является тетраэтилсвинец. Благодаря ему и другим добавкам, применяемым вместе с ним, миниатюризируется детонационная способность горючей консистенции и увеличивается октановое число. Бензин, в который добавляются такие присадки, именуют этилированным. Для того чтоб отличить от обыденного, его окрашивают. Детонационная стойкость горючего выходит завышенной, но таковой бензин считается ядовитым, и в почти всех странах он не рекомендован к применению.
В качестве горючего употребляется и газ. При его использовании заморочек с детонацией не появляется, потому что октановое число газа выше: в среднем оно составляет 105 единиц.
Изложенный материал дает представление о разных сортах бензина, его качестве и свойствах. Приведено разъяснение предпосылки появления детонации и воздействии октанового числа на характеристики бензина.