Опора на принципы воспитания в процессе формирования общечеловеческих ценностей у дошкольников средствами народной сказки
В педагогической среде тема воспитания общечеловеческих ценностей становится животрепещущей в большинстве случаев в моменты их утраты – при совершении детками определенных проступков. Разработка и реализация направленного на определенную тематику проекта в детском саду поможет сформировать эти ценности в рамках образовательной программки. Принципы воспитания – главные идеи проекта, потому опираются на его цель: формирование представлений и положительного дела у дошкольников к общечеловеческим ценностям на базе многолетний культуры.
Средством решения данной задачи может стать активное внедрение в процессе воспитания народных сказок. Фактически в каждой из их решаются задачи семьи, безопасности жизни деток и взрослых, взаимодействия братьев и сестер, общения малышей со сверстниками, дела к вещественным ценностям и к своим обязательствам в семье. При помощи сказок реализуются принципы общественного воспитания, детям становятся доступны основополагающие для их ценности – дружба, верность друзьям, ответственность друг за друга. Содержание всей сказки либо её куска может стать опорной точкой для обсуждения и разыгрывания реальных отношений деток, обсуждения их поступков и обстоятельств того либо другого поведения.
Принципы воспитания малышей:
– принцип систематичности, при котором познания детям даются по определенной системе: в каждой возрастной группе разрабатывается периодичность знакомства малышей с народной сказкой (младшие группы – 1 раз в квартал, средние и старшие группы – 1 раз за месяц);
– принцип целостности, при котором происходит охват всех структурных единиц педагогического процесса единой целью и достижение планируемого результата;
– принцип научности, при котором разработка проекта организуется на базе научного исследования для определения содержания деятельности, диагностики результативности проекта, отслеживания уровня развития социально важных свойств у малышей, развития технологических умений воспитателей;
– принцип природосообразности, при котором детки знакомятся с народной сказкой в согласовании со своими возрастными способностями; разрабатывается схема возрастных предпочтений малышей при ознакомлении с народной сказкой, на базе которой становится вероятным дополнение содержания образования другими народными произведениями.
Принципы воспитания обширно употребляются для построения процесса образования деток, т. е. служат для отбора средств, способов и форм преподнесения материала. С опорой на их происходит отбор содержания образования – выделяются те ценности, которые нужно сформировывать конкретно у дошкольников. Это – здоровье, семья, краса родной природы, зание, дружба в коллективе и самосовершенствование.
Принципы воспитания в педагогике и в дошкольном образовании опираются на общегосударственные принципы:
– принцип культуросообразности, когда образовательный процесс организуется с учетом особенностей региона, в его содержании выслеживается преобладание этнических фольклорных произведений (народных сказок, легенд, легенд и малых фольклорных форм);
– принцип светского вида образования – при знакомстве с народными притчами исключается пропаганда какой-нибудь религии, идеологии и политики;
– принцип гуманности – опора делается на почтение личности малыша, его родителей; уделяется повышенное внимание отбору способов воспитания гуманистической направленности (сотрудничество, контракт, создание ситуации фуррора и др.).
Принципы воспитания в педагогике делятся обычно на принципы воспитанников – исходные формы убеждений, взглядов, ценностных установок деток – и принципы преподавателей, которые являются уже закоренелыми, научно обоснованными мыслями. Только их единство позволяет более стремительно достигать поставленных целей, т. е. формирования общечеловеческих ценностей у дошкольников.