Основные методы возрастной психологии
Возрастная психология занимается исследованием особенностей развития психологических функций человека на каждом шаге развития. В связи с этим в ней выделяют три более больших блока (либо раздела). Психология детского возраста занимается исследованием психики человека с рождения до пришествия взрослости (примерно 18 лет). Психология взрослых рассматривает свойства психологического развития взрослых и зрелых личностей. И, в конце концов, геронтопсихология изучает психическое развитие пенсионеров. Так как человек в протяжении собственной жизни вовлечен во огромное количество отношений, способы возрастной психологии заимствуют познания из смежных областей: общая психология, педагогическая, дифференциальная, соц.
Особенности категории «возраст»
Исследование такового парадокса, как возраст, связано с некими трудностями. А именно, появляются трудности с его определением. Выделяют хронологический (отражающий число прожитых лет), био (физиологические характеристики организма сейчас) и психический возраст (уровень развития психики, включающий умственное и психосексуальное развитие). Эти категории определяют предмет и способы возрастной психологии. Но предмет ее исследования составляет не только лишь понятие возраста. Сюда относятся также те конфигурации, которые претерпевает психика на каждом шаге развития. Конфигурации при переходе субъекта из одной возрастной категории в другую могут быть разными (количественными, высококачественными, эволюционными и революционными, также ситуационными).
Эмпирические способы
Способы возрастной психологии многообразны. Фактически они все взяты из смежных дисциплин и задействованы для всеохватывающего исследования конфигураций, происходящих в психике человека на этот момент его жизни. Способы исследования в возрастной психологии подбираются зависимо от целей и стратегии исследования.
Наблюдение
Более всераспространенный способ (пришедший из общей психологии) – наблюдение. Исследователь регистрирует факты и располагает их в хронологическом порядке. Наблюдение неподменно при работе с малеханькими детками. Невзирая на видимую простоту, оно достаточно сложное в реализации. Все способы возрастной психологии должны содействовать достижению поставленной цели. Наблюдение должно быть беспристрастным, схематичным, систематичным и неприметным для наблюдаемого.
Опрос
Опросные способы возрастной психологии включают анкетирование, беседу, выполнение тестовых заданий, анализ товаров деятельности. Тут субъект интенсивно врубается в процесс исследования.
Опыт
Тут ставится цель, составляется план, проводится сам опыт, потом следует сбор и анализ данных. Субъект может знать и не знать о проведении исследования. При проведении опыта создаются особые условия, чтоб исследователь мог изучить определенные свойства испытуемого.
Заключение
Все перечисленные способы возрастной психологии могут относиться к последующим группам способов: способ поперечного среза (свойства испытуемого изучаются один раз с целью констатировать определенные факты относительно возраста) и лонгитюдный способ (испытуемый подвергается исследованию в протяжении долгого времени с целью выявить динамические конфигурации в процессе развития).