Внимание – это выражение энтузиазма человека к определенному объекту либо субъекту, селективная направленность восприятия на предмет.

Часть профессионалов считают внимание неотклонимой составляющей процесса восприятия, другие убеждены, что это особенное состояние человека. Некие придерживаются представления, что внимание – самостоятельный психологический процесс, таковой же, как память, чувство и пр. В конце концов, еще одна группа ученых уверена, что внимание и его характеристики – процесс, пронизывающий все психологические уровни.

Все спецы делят понятие на некоторое количество видов: внимание непроизвольное, случайное, послепроизвольное.

Непроизвольное (ненамеренное) внимание появляется без труда, само по себе. Колоритная вспышка, звучный звук, непривычная картина может привлечь человека в один момент, без труда с его стороны.

Случайное внимание определяется волей индивидума. Оно появляется тогда, когда у человека возникает цель, установка. Для его проявления нужны волевые усилия.

Внимание всегда определяется энтузиазмом человека, его установками, умением сосредоточиться, психическими качествами личности. Все эти особенности определяют главные характеристики внимания. Всего их 6.

• Устойчивость. Эта временная черта определяет способность индивидума какое-то время концентрироваться на деятельности либо предмете. Устойчивость находится в зависимости от понимания цели, дела к объекту либо деятельности, степени заинтригованности. Конкретно по этой причине она может быть разной у 1-го человека в тех либо других ситуациях. Естественно, что у различных людей устойчивость различается.

Противоположность стойкости – рассеянное внимание.

• Предметность. В базе этого характеристики внимания заложен предмет либо явление, на который внимание должно быть ориентировано. Не бывает просто внимания, оно должно привлекаться к чему-то. Потому полностью глупыми являются призывы взрослых типа: «Малыши! Будьте внимательными!». Не указывая объект, на котором требуется сконцентрироваться, нереально привлечь к нему внимание.

• Концентрация либо способность сознания выделять главный предмет. В обозначенном процессе происходит сужение поля восприятия при одновременном возрастании значимости получаемой инфы. На физиологическом уровне это можно разъяснить так: происходит торможение во всех участках коры, не считая 1-го, который в этот момент возбуждается и становится доминантным.

• Рассредотачивание. Это способность человека сразу выслеживать сходу несколько действий, объектов либо субъектов. Цезарь был известен тем, что мог сразу воспроизводить 7 действий, Наполеон диктовал 7 документов. Один ученый психолог мог записывать одно стихотворение, вслух при всем этом читая другое. Если рассматривать характеристики внимания, то способность к рассредотачиванию –встречающаяся пореже всего. В реальности человек способен в единый момент времени обрабатывать только один предмет. Все другое – способность моментального переключаться с предмета на предмет.

• Переключение. Осознанная транспозиция внимания с объекта на объект, с 1-го предмета на другой, переход 1-го вида действий к другим содействует отдыху, помогает наилучшей концентрации.

• Объем. Это качество объектов, которое мозг способен воспринять мгновенно. Оно не поддается тренировке.

Ученые убеждены в том, что все характеристики внимания – его объем, концентрация, переключение, рассредотачивание и устойчивость – в подавляющем большинстве случаев не зависят одно от другого. К примеру, слабенькая концентрация внимания не значит его небольшой объем.

Нарушение внимания находится в зависимости от состояния человека и может быть вызвано стрессом, поражением мозга, заболеванием. Обычно мучаются не все характеристики внимания сразу, а некие из их.

Одним из часто встречающихся нарушений является рассеянность. Она имеет две предпосылки. 1-ая: неумение сосредоточиться. 2-ая: погруженность в работу, исключающая все другие процессы и предметы. Это так именуемая «профессорская рассеянность», характерная людям, погруженным в решение какой-нибудь препядствия и не обращающим внимание на другие стороны жизни.