Пожалуй, один из самых «сказочных» и магических российских писателей – П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка» — книжка, которую знают все: от совершенно малеханьких малышей до суровых исследователей-литературоведов. И логично, ведь там все есть: от интереснейшего сюжета и тонко прописанных образов до ненавязчивой морали и огромного количества аллюзий и реминисценций. П.П. Бажов, Малахитовая шкатулка: заглавие, сюжет, образы

Биография

Российский русский писатель, узнаваемый фольклорист, человек, одним из первых обработавший уральские сказы – все это Павел Петрович Бажов. «Малахитовая шкатулка» как раз и явилась результатом этой литературной обработки. Он родился в 1879 году в Полевском, в семье горного мастера. Закончил заводскую школу, учился в семинарии, был учителем российского языка, путешествовал по Уралу. Эти поездки имели целью сбор фольклора, который потом составит базу всех его произведений. 1-ая книжка Бажова называлась «Уральские были» и была размещена в 1924 году. Приблизительно тогда же писатель устроился на работу в «Крестьянскую газету» и начал публиковаться во огромном количестве журналов. В 1936 году в журнальчике был написан сказ «Девка Азовка», подписанный фамилией «Бажов». «Малахитовая шкатулка» в первый раз увидела свет в 1939 году и потом пару раз переиздавалась, повсевременно пополняясь новыми сказами. В 1950 году скончался писатель П.П. Бажов.

«Малахитовая шкатулка»: поэтика заглавияП.П. Бажов, Малахитовая шкатулка: заглавие, сюжет, образы

Необыкновенный заголовок произведения разъясняется достаточно легко: ларец из красивого уральского камня, заполненный расчудесными украшениями из самоцветов, дарует собственной любимой Настеньке центральный персонаж сказа, рудобой Степан. Он, в свою очередь, получает эту шкатулку не от кого-нибудь, а от Хозяйки Медной горы. Какой сокрытый смысл таится в этом подарке? Ларчик, тонко сработанный из зеленоватого камня, заботливо передающийся из поколения в поколение, символизирует упрямый труд горняков, тонкое мастерство гранильщиков и камнерезов. Обыкновенные люди, мастера горного дела, рабочие – конкретно их делает своими героями Бажов. «Малахитовая шкатулка» названа так к тому же поэтому, что каждый сказ писателя припоминает тонко ограненный, переливающийся, зияющий драгоценный камушек.

П.П. Бажов, Малахитовая шкатулка: заглавие, сюжет, образы

П.П. Бажов, «Малахитовая шкатулка»: короткое содержание

После погибели Степана ларчик продолжает храниться у Настасьи, но дама не торопится щеголять в подаренных украшениях, чувствуя, что они предназначенные не ей. Зато ее младшая дочка, Танюша, прикипает к содержимому шкатулки всей душой: декорации как будто сработаны специально для нее. Женщина взрослеет и зарабатывает на жизнь вышивкой бисером и шелком. Слух о ее искусстве и красе идет далековато за границы родных мест: сам барин Турчанинов желает жениться на Тане. Женщина соглашается при условии, что он отвезет ее в Петербург и покажет малахитовую палату, находящуюся во дворце. Оказавшись там, Танюша прислоняется к стенке и безо всяких следов исчезает. Образ девицы в тексте становится одной из персонификаций Хозяйки Медной горы, архетипичной хранительницы драгоценных пород и камешков.