Все началось с того, что сенат Русской империи постановил воздвигнуть монумент в честь царствующей императрицы Екатерины II. Но дальнозоркая и понимающая толк в политической ситуации и настроении народа Екатерина отказалась от этой почести, заявив, что негоже ставить монумент ей до этого, чем будет увековечен ее величавый предшественник Петр I. Сейчас историю сотворения этого шедевра вспоминают не только лишь в Санкт-Петербурге, да и всюду, где есть монументы Петру 1.

Екатерина II замыслила сделать нечто потрясающее, и ей это удалось. Монумент Петру 1 «Медный наездник» является шедевром монументального искусства. А история его сотворения похожа на приключенческий роман.

Памятник Петру 1 Медный всадник. Где находится памятник Петру 1

Где взять конструктора

К вопросу выбора подходящего мастера Екатерина подошла особо серьезно. В конце концов по советы доктора Парижской академии Дени Дидро, с которым она часто переписывалась, и его коллеги Вольтера, мастер был приглашен в Санкт-Петербург. Монумент Петру 1 был должен сделать Этьен Морис Фальконе – французский конструктор, пользовавшийся покровительством самой маркизы де Помпадур, которая была легализованной победительницей французского короля.

Давно ожидаемая возможность

Фальконе всю жизнь грезил сделать нечто монументальное, но работать ему приходилось со статуями обычных размеров. Потому будущий создатель монумента Петру 1 с радостью заключил договор, невзирая на маленькую сумму гонорара.

Работу над ним он, на самом деле, начал еще в Париже. В Россию архитектор приезжает с уже готовым наброском и стопроцентно сформировавшейся мыслью того, как должен смотреться памятник.

Жаркие споры

Но неувязка заключалась в том, что практически каждый, кто имел хоть какое-нибудь воздействие на принятие окончательного решения о композиции скульптуры, представлял ее по-другому. История монумента «Медный наездник» сохранила некие из этих предложений.

Сама Екатерина желала созидать скульптуру правителя, выполненную в древнеримском стиле. Он был должен быть одет в римскую тогу, держать в руках скипетр и всем своим видом источать величие воина-победителя.

Представитель русской Академии, действительный статский советник Яков Яковлевич Штелин тяготел к аллегориям. Он напористо предлагал изобразить царя в окружении других статуй, которые по его плану должны были олицетворять победу, благоразумие и трудолюбие.

Личный секретарь Екатерины II, Иван Иванович Бецкой, который был президентом Императорской Академии искусств, желал, чтоб скульптура была выполнена в традиционной позе стоящего во весь рост человека.

Дени Дидро, порекомендовавший нанять Фальконе, тоже занес свою лепту в кипящую чашу раздора, предложив выполнить монумент в виде фонтана. Так что была возможность того, что там, где находится монумент Петру 1 сейчас, мог бы красоваться роскошный водоем.

А некие очень уж креативные советники предлагали, чтоб один глаз правителя был ориентирован на здание Адмиралтейства, а другой – на Двенадцать коллегий. Жутко представить, каким должно было быть выражение этого лица.

Но Фальконе не собирался отступать. Он желал, чтоб 1-ый монумент Петру 1 отражал реальные личные свойства правителя, а не перевоплотился в трехмерную визуализацию коллажа из льстивых эпитетов сударю. И мастеру удалось отстоять свои позиции.

Памятник Петру 1 Медный всадник. Где находится памятник Петру 1

Создание модели

Последующие три года у архитектора ушли на создание гипсовой модели. Он работал вкупе с юный помощницей – собственной ученицей Мари Анн Коло, которая вкупе с ним приехала из Франции. Много времени Фальконе уделял исследованию личности и нрава правителя. Рассматривал гипсовые бюсты и маски Петра I, изготовленные при его жизни.

Архитектор обратился к генералу Мелиссино, который ростом и фигурой был похож на царя, и тот согласился ему позировать. А вот лицо Петра I ваятелю никак не удавалось. Потому он поручил эту работу собственной 20-летней ассистентке Мари Анн.

За ценный вклад в создание монумента Екатерина II распорядилась принять Мари Анн Коло в члены Русской Академии художеств и назначила очень внушительную бессрочную пенсию.

Работа с жеребцом

И вновь архитектору пришлось выдержать противодействие придворных. Сейчас предпосылкой спора стала порода жеребца, на котором был должен восседать Петр I. Представители знати настаивали на том, что эта фигура должна быть изваяна по подобию лошадок, давно принятому в древнем искусстве.

Но мастер не собирался творить размеренную и торжественно шествующую упряжную лошадка. Монумент Петру 1 на жеребце был должен стать уникальным. Этьен Морис Фальконе поставил впереди себя сложнейшею задачку – изобразить наездника на вздыбленном животном. Для воплощения этой идеи в жизнь был сооружен древесный помост, на который был должен взлететь наездник, подняв жеребца на дыбы.

Из королевских конюшен были выбраны два прекрасных рысака орловской породы. История сохранила даже их клички – Каприз и Бриллиант. Берейторы (это заглавие спеца, обучающего верховой езде и дрессирующего лошадок) Афанасий Телечников, Хайлов и др. в буквальном смысле слова сотки раз в денек взмывали по помосту и великодушные животные, послушливые воле седока, всякий раз вставали на дыбы, замирая на мгновение.

Вот это самое мгновение и старался выудить Этьен Морис. Он сам замирал на корточках, всматриваясь в трепещущие мышцы на ногах жеребца, рассматривая извив его шейки и гордый взор больших глаз. Все увиденное архитектор сразу зарисовывал, чтоб позднее иметь возможность тихо работать с моделью.

Поначалу он зарисовывал рисунки. Монумент Петру 1 был изображен на их с различных ракурсов. Позже переносил свои планы на бумагу. И только после чего принимался за работу над трехмерной моделью статуи.

Не один год длилось упражнения берейторов. За этот период времени несколько человек успели смениться на данной должности. Но усилия не были потрачены впустую. Монумент Петру 1 «Медный наездник» не имеет аналогов в мире.

Гром-камень

А тем временем параллельно осуществлялся очередной более превосходный проект.

Высота монумента Петру 1 – 10,4 метра. Под стать ему было надо подобрать и подножие. Этьен Морис подразумевал, что это должна быть глыба, выполненная в виде волны. Она должна была символизировать то, что Петр I открыл для Рф доступ к морю.

Но ничего подходящего отыскать не могли. Уже рассматривался вариант выполнения пьедестала из нескольких кусков гранита. И здесь кто-то предложил объявить конкурс по поиску и доставке подходящего камня. Соответственное объявление здесь же было написано в «Санкт-Петербургских ведомостях».

Прошло не настолько не мало времени, как появился крестьянин из села Лахты. Он сказал, что в их лесах есть камень, который соответствует всем описанным требованиям. К тому же фермеры утверждали, что сам сударь правитель Петр I не единожды подымался на этот камень, чтобы оглядеть округи.

Утверждение это, кстати, не лишено некого основания. Ведь близ села Лахты размещалась усадьба Петра Величавого. Но не сущность принципиально, взбирался когда-то туда правитель либо нет, но к камню была выслана экспедиция, уполномоченная принять решение, подходит ли он для поставленной задачи.

Местные фермеры называли его Гром-камнем. По преданию давным-давно в гору стукнула молния и отколола этот кусочек.

Трудности транспортировки

Гром-камень признали пригодным служить постаментом, но его размеры делали суровые трудности для транспортировки. Представьте глыбу высотой 8 метров (как 3-этажный дом), длиной 13 метров (как 3-4 стандартных подъезда) и шириной 6 метров. Ни о какой тяжеленной технике тогда, понятное дело, не могло быть и речи, а расстояние до Сенатской площади в Санкт-Петербурге (то место, где стоит монумент Петру 1 сейчас) было очень солидным.

Часть пути предполагалось сделать по воде, но до места погрузки на судно камень было надо протащить по пересеченной местности на расстояние в 8,5 км.

Выход отыскал Иван Иванович Бецкой. По его предложению были сконструированы особые древесные рельсы в форме желобов. Их оббили листами меди и приготовили 32 бронзовых шара подходящего поперечника. Механизм был должен работать по принципу деяния подшипника.

Сначала была испробована уменьшенная модель. Оригинал был должен быть в 10 раз больше. После удачно пройденных испытаний приступили к изготовлению передвижного механизма в истинную величину.

Наземная часть пути

Памятник Петру 1 Медный всадник. Где находится памятник Петру 1

Тем временем сперва с камня стали убирать прилипшую землю и другие напластования. Эта операция позволила облегчить его на 600 тонн. 500 человек боец и фермеров были раз в день задействованы в работе по расчистке.

После чего начали расчищать место конкретно вокруг Гром-камня, обносить его лесами и подготавливать грунт для прокладывания рельсов. Эта работа заняла четыре месяца.

По всему пути следования было нужно поначалу расчищать дорогу шириной в 20 метров, крепить ее толстыми сваями, и уже поверх этого выкладывать часть разборных рельсов. После того как камень перемещали, с пройденного пути рельсы снимали и переносили вперед.

За продвижением работ по транспортировке огромного камня следила вся Европа. Это было беспримерное мероприятие. Никогда ранее настолько большой монолит не перемещали на настолько дальнее расстояние.

Нелегкая дорога

При помощи рычагов Гром-камень был водружен на специальную платформу, которую установили на рельсы. Операция эта востребовала много времени и несусветных усилий, но в конце концов кусочек горы, пролежавший в сырой земле не одно столетие, был оторван от собственного места. Так начался его длинный путь в столицу, где на него предстояло установить монумент Петру 1 «Медный наездник».

В желоба рельсов на расстоянии около полметра друг от друга были установлены 30 медных шаров. За тем, чтоб ни один из этих шаров не тормознул и не приблизился впритирку к примыкающему, должны были смотреть специально назначенные для этого люди. У их были стальные шесты, которыми в случае необходимости можно было подтолкнуть либо притормозить шарообразную деталь.

За 1-ый рывок конструкцию, нагруженную камнем, удалось двинуть на полуметра. Во время последующего вышло преодолеть еще несколько метров. А до залива, где предстояло перегрузить Гром-камень на специальную баржу, было около 9 км….

Чтоб не терять времени даром, 46 каменотесов стали обрабатывать Гром-камень здесь же в пути. В их задачку входило придать горе форму, задуманную Этьеном Фальконе. На этом шаге архитектору снова пришлось выдержать изматывающее идеологическое схватка, потому что все придворные в один глас заявляли, что нужно бросить камень как есть и ничего в нем не поменять.

Памятник Петру 1 Медный всадник. Где находится памятник Петру 1

Но и в сей раз мастеру удалось настоять на собственном. И хотя противники старались представить это как поругание иноземца над красотой русской природы, Екатерина отдала разрешение на обработку постамента.

В неких источниках указывается, что в дороге камень отдал трещинку и раскололся на две части. Случилось ли это вследствие производившихся над камнем работ либо по любым другим причинам, история умалчивает. Также нам ничего непонятно и о реакции людей, участвовавших в перевозке, на это происшествие. Восприняли ли они это как катастрофу либо, напротив, как благословение, мы уже не узнаем.

Отвалившуюся часть Гром-камня оставили лежать на поляне, где ее можно узреть и сейчас, и команда продолжила собственный путь к Финскому заливу.

Подготовка к транспортировке по воде

А тем временем на берегу Финского залива сооружали пристань и особое судно для транспортировки большущего камня. Вес этого груза не выдержала бы ни одна существовавшая тогда баржа. Потому профессиональный корабельный мастер Григорий Корчебников начал разрабатывать чертежи, по которым должны были выстроить прам – плоскодонное судно, которое могло задерживать на плаву значимый вес.

Прамы предназначались для перемещения тяжеленной артиллерии. На самом деле это были малогабаритные мобильные крепости, снаряженные по всему периметру пушками. При этом количество орудий могло достигать 38 единиц. Добавьте к этому вес ядер, пороха и людей, которые обслуживали пушки, и вы можете получить ориентировочное представление о грузоподъемности прама.

Но даже этого было недостаточно. Пришлось конструировать более массивное судно. Для того чтоб иметь возможность опустить Гром-камень, прам притопили, набрав в него воды. Когда же камень был водворен на судно, воду вычерпали, и началось путешествие по морскому отрезку пути. Плаванье прошло благополучно, и 26 сентября 1770 года камень был доставлен на Сенатскую площадь, где находится монумент Петру 1 и сейчас.

Последние этапы работы над монументом

Памятник Петру 1 Медный всадник. Где находится памятник Петру 1

Во время деяния всей этой эпопеи с перевозкой Этьен Фальконе не переставал трудиться над статуей. Высота монумента Петру 1 поражала воображение городских жителей. По правде говоря, многие просто не понимали, для чего строить такую громаду. Не следует забывать, что на то время в стране не было ни 1-го монумента кому бы то ни было. И гипсовая модель, выполненная в полном размере, которую все желающие могли свободно поглядеть во дворе мастерской, вызывала много пересудов.

Но недоумение обычных людей не шло ни в какое сопоставление с реакцией мастеров. Когда подошло время начинать отливку скульптуры, никто не соглашался браться за эту работу.

Фальконе пригласил отлить из бронзы монумент Петру 1, описание которому он отдал только в общих чертах, 1-го качественного французского мастера. Но когда тот приехал и увидел масштабы работы, также ознакомился с требованиями архитектора, то просто именовал Этьена безумным и отправился восвояси.

В конце концов Этьену Фальконе удалось отыскать литейщика, согласившегося взяться за воистину дерзкий проект. Когда шла подготовка к перевозке Гром-камня, детали для устройств, при помощи которых осуществлялась транспортировка, отливал пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Уже тогда Фальконе отметил его старательность и аккуратность. А сейчас он предложил ему сотрудничать при отливке самого монумента.

Работа была трудной. При этом дело было не просто в циклопических размерах. Сама конструкция памятника создавала беспримерные трудности. Если вы поглядите на монумент Петру 1 в Петербурге, то увидите, что у него всего три точки опоры – задние ноги лошадки и хвост. Сохранить при всем этом нужное равновесие – задачка не из легких. А трениться способности не было. У мастеров была всего одна попытка.

Чтоб обеспечить устойчивость статуи, Фальконе прибегнул к нескольким необычным решениям. Во-1-х, он ввел в композицию змею, которую топчет жеребец, во-2-х, по его плану стены фронтальной части скульптуры были несравненно тоньше толщины остальной части памятника, и, в-3-х, в круп лошадки было дополнительно добавлено четыре тонны железа, чтоб сохранить ее равновесие. Таким макаром, Петр 1 на жеребце был должен быть накрепко установлен.

Памятник Петру 1 Медный всадник. Где находится памятник Петру 1

Трагедия при отливке

Три года длилось предварительные работы к отливке скульптуры. В конце концов все было готово, и мастера принялись за дело. Форма монумента находилась в особом котловане. Несколько выше размещалась плавильная печь, от которой отходили трубы под наклоном. По этим трубам раскаленный металл был должен стекать в форму, умеренно заполняя ее.

Для того чтоб эти трубы не лопнули, под каждой из их разводили костер и безпрерывно их подогревали. Но в процессе отливки один из костров погас. Это осталось незамеченным, и остывшая труба отдала трещинку, через которую начал вытекать расплавленный металл. А это, в свою очередь, повлекло за собой пожар.

Люди кинулись из мастерской врассыпную, Фальконе свалился в обморок, и только один Хайлов не растерялся. Он стремительно потушил начинающийся пожар, залепил трещинку в трубе свежайшей глиной, сорвал с себя одежку, омочил ее и обмотал вокруг треснувшей трубы.

Это было реальным подвигом. И не только лишь поэтому, что Хайлову удалось сохранить хладнокровие в критической ситуации. Борьба с огнем была нелегкой. Литейщик получил бессчетные суровые ожоги и растерял глаз. Но благодаря ему большая часть скульптуры была спасена.

Монумент Петру 1 «Медный наездник» сейчас

Памятник Петру 1 Медный всадник. Где находится памятник Петру 1

Много исторических событий довелось узреть бронзовому Петру I, восседающему на навеки вздыбленном жеребце. Визитной карточкой остается для приезжих в Санкт-Петербург монумент «Медный наездник». Фото на его фоне торопятся сделать туристы, лихорадочно щелкая затворами фотоаппаратов. А коренные петербуржцы обычно приходят сюда, чтоб провести часть свадебной церемонии.

Может быть, вы возжелаете узреть монумент «Медный наездник» (Санкт-Петербург) лично. Рассматривая эту работу величавого мастера, не позвольте спешке и суете, к которым мы так привыкли, лишить вас удовольствия от внимательного созерцания этой прелестной статуи. Попытайтесь обойти ее и всмотритесь в детали с различных сторон. Вы заметите глубину и достояние плана в этом ординарном, на 1-ый взор, монументе.

Направьте внимание на детали: заместо седла на спине лошадки вы увидите животную шкуру, а одежка, в которую облачен правитель, на самом деле, не была ни в каком историческом периоде. Архитектор попробовал скооперировать извечно российское облачение с элементами облачения старых римлян. И следует признать, ему это удалось сделать очень органично.

Рассмотрев монумент «Медный наездник», фото которого настолько популярно посреди туристов, без спешки, вы увезете из старой столицы не просто еще одну фотографию известной достопримечательности, а можете по-настоящему прикоснуться к историческому прошлому величавой страны.