Песни, исполняемые в различных уголках Рф, на Рождество Христово, представляют один из самых увлекательных атрибутов празднования.

Празднички имеют большущее значение для разделения временного места людской жизни. Священномученик Сергий Мечев в “Духовных беседах” называл празднички “зияющими в нашем временном мире точками вечности”. В собственном труде “Актуальность красивого” Г. Гадамер пишет о том, как человеку характерно отмерять время не только лишь по календарю, а почаще двигаясь “от праздничка к праздничку, от Рождества к Пасхе”. Эти слова с ювелирной точностью передают привязанность людей к светлым веселым событиям.

Рождество – самый величавый и весомый праздничек у христиан всего мира. Рождественская ночь – уникальный отрезок времени, когда размывается граница меж реальным и расчудесным, временным и нескончаемым. И, непременно, в деньки величавых праздничков в ритуалах и традициях раскрывается склад ума народа. Очень показательны в этом плане песни, исполняемые на Рождество Христово.

Какие песни исполнять на Рождество Христово

В изданных еще в девятнадцатом веке сборниках песен российского народа можно высчитать более 20 разножанровых песенных текстов, которые звучали в святочных обходах дворов. Это свидетельствует о массивных святочно-рождественских традициях на Руси. Так, к примеру, в Величавом Устюге и его загородных слободах во время рождественско-святочного колядования две припевки исполнялись сначала колядования (“Пришел еси к воротам”) и в конце, если, по воззрению колядовщиков, “не подадут либо худо подадут” (срамная Припевка Кота либо, как вариант, Припевка Ерша). Не считая того, исполнялись три виноградья, т.е. обходных песен с припевом “Виноградье красно-зеленое”: один обычный святочный сюжет “Уж мы ходим, мы ходим по Кремлю-городу” и два других — поздняя былина Сокол-корабль (с зачином “Уж как по морю, морю по голубому”) и историческая песня Выкуп Филарета (“Середи сильна цярства Россейсково”).

Песни и колядки на Рождество Христово, слова

Обычно в Рф в канун Рождества в каждой семье ожидали ряженных, готовили угощение, ведь от встречи ряженных, по поверью, зависело счастье и благосостояние семьи. Гостей старались щедро наградить. Славить по домам прогуливались детки, собирали средства, при всем этом приговаривали: “Открывайте сундучки, доставайте пятачки”.

Пели коляды: “Коляда! Коляда! Тетка, дай пирога и здоровья!” Хозяева благодарили чем-нибудь из съестного, получая взамен горсточку зернышек. Числилось, что подаренные зерна при посеве в общей массе прирастят сбор и сторицею наградят за отблагодаренный кусочек съестного.

Рождественско-новогодний обходный ритуал представлял собой непростой комплекс разных обрядовых действий и песен. Рождественские обходы имели коммуникативную функцию, связывая членов обычного общества средством ритуализированного дарообмена, носили всегда публичный нрав и получали элементы зрелищности и развлекательности.

Как пример песен, обычно исполнявшихся на Рождество Христово, приведем текст древней российской колядки, исполняемой в Прикамье (Пермская область). Текст этой давнешней колядки, записанной в 1910 году, по структуре включает соответствующие для колядок мотивы и формулы.

Дедушко-посконна бородушка,
Не скричать ли колядушку?
Ой, коледа, ой, и коледа.
Выходила коледа во святые вечера
Во Васильевские.
Ой, коледа, ой, и коледа.
Мы прогуливались, мы находили коледу.
Отыскали коледу у Петрова двора…
У Петрова-то двора точеный тын,
Что на каждой-то тычинке
По макушке по свечке пылает.
Вот хозяин-господин по светлице проходил.
Погляди в огневенку – не отыщешь ли гривенку.
Погляди в сундучок – не отыщешь ли пятачок.
Кто не даст полушку – уведем телушку.
Кто не даст денежку – уведем даму,
Кто не даст лепешки – разобьем окошки.
Кто не даст пирога – разобьем ворота.
Вот хозяин-господин графин водки выносил,
По чарочке наливал, песенникам подавал