В ближайшее время к нам в агентство участились звонки с вопросом, для чего экономятся большие экономные средства, при использовании системы муниципального закупа способом ценовых предложений – отлично, ли это?

Да, вправду, в открытом информационном доступе именуются числа с миллиардным порядком нулей (8-9 миллиардов. раз в год), сэкономленные при работе системы электрического закупа способом ценового предложения на снижение цены[1]. И это не может не вызвать народную удовлетворенность и чиновничью гордость за такую «экономию».

Давайте при помощи инструментов высококачественного менеджмента разберемся с сущностью вопроса. Процесс тут такой. Активные члены общества трудятся, создавая добавленную ценность, выраженную валютным эквивалентом. Все общество заинтересовано в этом труде, но осознает, что нужно еще финансировать социальные программки (образование, медицина) и невозвратные расходы (военные, милиция, правонарушители). Принимается решение, изъять из операционного публичного оборота часть денег, в виде налогов, назвав это гос казной. Поручить членам общества, не занятым созданием каких-то ценностей, перераспределить средства гос казны в согласовании с публичным воззрением, принятым в первом чтении, избранными делегированными представителями от общества. Средства эти пойдут по двум фронтам. 1-ое, тем членам общества, которые делают не вещественные ценности (социальные, духовные, публичные и др.) и соответственно опять возвратиться в операционную деятельность общества. 2-ое, туда, откуда возврата не предвидится (стрельбы на военном полигоне, «перекачка» в другие страны и др.). Понятно, что экономика общества очень заинтересована, чтоб отвлеченные деньги, как можно резвее возвратились в оборот (средства делают средства). Беря во внимание это, наши нанятые «перераспределители», объявляют электрические торги на продукты и услуги. Система ординарна – кто даст наименьшую стоимость, тот получит заказ. Создадим «открытие» — цена продукта (продукт, услуга) определяется совокупой вложенных в него высококачественных черт труда и хотимой прибылью. Потому, если опуститься ниже порога качественности продукта (от прибыли как можно отрешиться), то получите: «малая стоимость – малое качество». Таким макаром, используя правило товарища Паретто, получаем: 80% всего госзаказа – плохой продукт, 19,85% — может быть приемлемый и 0,15% сэкономленные госбюджетные средства. Используя числа Муниципального бюджета Республики Казахстан [2], переведем эти проценты в тенге:

— рынок муниципальных закупок  оценивается в 5 423 миллиардов.тенге.

— куплено плохого продукта – 4 338 миллиардов.тенге.

— не освоенные средства – 8 миллиардов.тенге.

По данным «Казинформ» [3], ВВП Казахстана в 2011 году составил 27 306 миллиардов.тенге. Выходит, что 15% от нашего благосостояния «перераспределители» использовали неэффективно. Если мы радуемся годичному приросту ВВП в 7,5%, то понятно, что цифра 15% просто трагедия.

Еще есть один аспект. Практически система закупа, методом малого ценового предложения, соответствует одной гос программке 1-го Африканского страны. Сущность его в том, что, неважно какая незамужняя дама может подать заявку, в муниципальный орган по подбору для себя супруга. Хорошая мысль, но один небольшой аспект – супруга собственного она в первый раз увидит на супружеском ложе с регистрацией в руках и полным отсутствием вариантов на всю оставшуюся жизнь. Так и тут, «сюрпризность» таковой системы выбора поставщика продукции, нарушает главный принцип высококачественного менеджмента – право выбора потребителя. Как просто, «перераспределитель» не может сам избрать поставщика, и в итоге не отвечает за качество закупленного за народные средства продукта.

Основной аргумент «отцов» таковой системы госзакупа, это естественно борьба с коррупцией. На данную тему у меня есть отдельная статья, которую я написал после исследования нескончаемой борьбы пчел с медом. Но естественно, в рамках этой публикации, нужно признать, что это два очень взаимоувязанных вопроса.

Но, попробуем подвести результат нашим рассуждениям.

  1. Непременно, что процесс муниципального закупа нужно строить на базе восьми принципов высококачественного менеджмента. Выделить потребителя, а это, кстати, общество, а не муниципальный служащий. Найти четкую персонификацию ответственности управляющих и профессионалов, осуществляющих закуп, а не ссылаться на программное обеспечение и компьютерную технику.
  2. Работать на определенные цели. Когда за тебя воспринимает решение «машина», то это ведет к деградации человека, как личности. Если для тебя общество доверило распоряжаться его средствами, то твой уровень муниципального менеджера должен быть довольно высок. Нужно обучение современным инструментам управления и очень высококачественная идеология муниципального служащего.
  3. Выстроить главные характеристики эффективности процесса использования средств муниципального бюджета, где сами закупки только часть этого процесса. Не стоит оперировать масштабными абсолютными цифрами, просто скажите, сколько получили дохода на один вложенный тенге.
  4. Экономия либо перерасход денег, это показатель не качественности планирования и оперативного управления. Мы уже один раз пережили девиз «пятилетку в три года» — знаем, чем это завершилось. Только точные законы управления макроэкономикой!
  5. Нужна жесткая оборотная связь для регулирования «стойкости» процесса муниципального закупа и действенного освоения экономных средств на базе публичного мониторинга и экспертизы. Самопроверка и самобичевание уже издавна обосновали свою порочность. Целевое внедрение собственных денег владелец должен держать под контролем сам, в нашем случае этим владельцем должно стать общество.

Нас длительно учили, как следует жить, но не учили, как управлять собственной жизнью. Давайте попробуем.

А.В. Бандуро 

aviso@aviso.kz

Перечень литературы:

  1. Татьяна Батищева, денежный журналист. (http://www.forbes.kz/blogs/blogsid_49/ 
  2. Электрическое правительство Республики Казахстан. Муниципальный бюджет Республики Казахстан на 1 января 2012 года.
  3. Казинформ. Мейрамбек Байгарин (http://inform.kz/rus/article/2441319)