В системе политических процессов политическая социализация занимает особенное место по той причине, что этот процесс присущ всем без исключения людям и длится в протяжении всей жизни. Часто приходится слышать домыслы, выражения от того либо другого индивидума о его политической выключенности. Молвят, что не интересуются политикой, не занимаются политической деятельностью и вообщем, что политика не интересует. Да, можно не интересоваться политикой как такой. Но исключить себя из системы политических отношений не может ни один человек. Политическая сфера жизни общества является таковой же беспристрастной, как и другие – финансовая, соц и духовно-культурная. А вот поэтому никто не может из нее «выйти», так же, как нельзя отрешиться от употребления товаров, общения, усвоения способностей взаимодействия с другими людьми.

Вот это беспристрастное присутствие людей в политической действительности и отражает такое явление как политическая социализация.

В самом ординарном осознании этот парадокс можно рассматривать как производную от общей социализации индивидума. Главное отличие заключается в том, что политическая социализация подразумевает усвоение индивидумом более узенького и специфического комплекса ценностей и норм – политических. В процессе этого процесса у индивидума формируется определенная система политических ценностей, ориентаций, предпочтений, а потом и установок, которые и определяют степень его включенности в реальную политическую жизнь. Это характеризуется уже другим понятием – политическим ролью.

Содержание политической социализации составляют законы, нормы и правила ведения политической деятельности, стереотипы и эталоны политического поведения и политического мышления, идеи, теории, политические программки и знаки и почти все другое, что в конце концов позволяет сформировать аспекты дела к власти и обеспечить свою политическую идентификацию.

Эти атрибуты человек усваивает в процессе двухстороннего процесса, каковым является политическая социализация. С одной стороны, в ней находится сам человек, с другой – источники – предки, коллектив одноклассников, учителя, педагоги. Но главными агентами политической социализации выступают политические университеты: правительство, партии, публичные движения и организации.

Из двухстороннего нрава вытекают и те публичные функции, которые делает этот процесс. Сначала, это функция ориентации, позволяющая индивидуму более либо наименее определяться в политическом пространстве и времени. Во-2-х, это функция адаптации и агрегации, которая позволяет человеку иметь способности выполнения в рамках политической действительности тех либо других осмысленных действий. Эти деяния отражаются, обычно, через ролевое поведение индивидума.

При всей субъективности процесса, политическая социализация личности имеет некие закономерности, дозволяющие в процессе ее самой выделить два главных вида.

Первичная фаза подразумевает формирование у индивидума исходных представлений о политике на уровне знаков, коллективных действий под управлением кого-то, формирование личных критериев оценки политической действительности. Обычно, этими свойствами характеризуется политическая социализация молодежи.

В процессе же вторичной стадии происходит формирование целостной политической культуры человека, личности, что помогает ему уже полностью без помощи других идентифицироваться в политическом пространстве и принимать осознанные решения.

Конкретно на этом шаге формируется отношение к политике как публичному парадоксу, человек определяет меру собственного политического роли и формы политического поведения. Рассматриваемый процесс протекает неодинаково для всех людей и обществ, потому существует систематизация типов политической социализации. Различают последующие: гармонический, гегемонистский, плюралистический, конфликтный типы. Следует учитывать, что фактически ни один из обозначенных типов не проявляется в «чистом виде», человек формируется под воздействием каждого из их.