Категория «мотив» относится к важным в целом ряде науке, а поэтому трактуется достаточно обширно. Применительно к учебной деятельности, более целесообразным будет прибегнуть к определению данной категории, которое предложил А. Леонтьев,

А.Н. Леонтьев, сначала, предложил не отождествлять понятия цель и мотив, потому что они различны по собственной психо-поведенческой природе. Не считая того, он утверждал, что мотивация учебной деятельности коовариативна – другими словами одни мотивы могут проявляться по-разному, и даже быть совсем различными, при стремлении к достижению одной и той же цели, и, напротив, к различным целям могут сформировывать рвение одни и те же мотивы.

Мотив, в самой обычный формулировке, представляет собой фактор, побуждающий человека к какой-нибудь деятельности. Они все могут классифицироваться на осознаваемые и неосознаваемые. К примеру, учащийся может совершено ясно осознавать, что нужно обучаться, при всем этом его собственные мотивы учебной деятельности могут быть ему не ясны. Они становятся более осознаваемыми только при максимально невестой учебной задачке и непосредственно сформулированной локальной цели, как, к примеру, можно мотивировать первоклассника к выполнению домашнего задания, чтоб он не разочаровывал родителей нехорошими отметками. Но это совершенно не означает, что этот мотив распространится на осознание значимости домашних заданий вообщем.

Исследование мотивационной природы человека, в особенности школьников, выступает сложной задачей и подразумевает необходимость исследования всей их иерархии, чтоб ее формирование в интересах учения представляло системный и цельный процесс.

В этом исследовании, отправной точкой может служить тезис о том, что неважно какая деятельность человека полимотивирована, другими словами, предпосылкой одиночного поступка либо деяния могут быть разные мотивы. Их такое огромное количество, что для удобства их исследования они классифицируются по разным основаниям. Вот некие типы мотивации, которые конкретным образом связаны с учебной деятельностью и ее плодами:

— отрицательная мотивация, проявляется как фактор побуждения к учению на основании осознания учеником того, что если он не будет обучаться, то это повлечет для него нехорошие последствия в семье, школе, посреди сверстников и т.д.

— положительная мотивация учебной деятельности, которая, обычно, проявляется в 2-ух главных формах.

При одних обстоятельствах она детерминирована соц целями человека, ученика, к примеру, рвением поступить в престижное учебное заведение после окончания школы. Такая позиция преобразуется в установку ученика на повсевременно положительное отношение к учению, так как оно воспринимается им как часть общей социальной задачки.

При других обстоятельствах положительная мотивация учебной деятельности проявляется только как мотив, не имеющий отношение к решению соц задач позиционирования. В данном случае она выступает, как фактор побуждающий обучаться для того, чтоб просто быть умственно развитым человеком, пытливым.

Современная наука утверждает, что мотивация учебной деятельности содержит в себе огромное количество мотивов, которые довольно условно можно поделить на две группы.

Познавательные мотивы отличаются тем, что конкретно связаны с процессом учебы. 2-ая группа – соц – в большей мере охарактеризовывает связи школьника с другими людьми, но опосредованно влияющими на его учение.

Базу познавательных мотивов составляют последующие:

— широкие мотивы, другими словами те, которые конкретно ориентируют школьника на овладение познаниями, которые вроде бы «запускают» энтузиазм к учению.

— учебно-познавательные, это те, которые побуждают школьников к освоению учебной методологии в широком смысле, другими словами приемов и способов учения как такого.

— мотивы самообразования включают все те, которые ориентируют ученика на освоение методов получения учебной инфы и поэтому побуждают его обращаться за этим к учителям, родителям, взрослым, литературе и т.д.

Соц мотивация учебной деятельности включает также широкие социальные мотивы и узенькие. 1-ые включают все то, что содействует осознанию учеником социальной значимости учения, его публичной полезности. 2-ые помогают сформировать рвения приобрести статус благодаря своим познаниям, приобретенным в процессе удачного учения. Выделяют особо мотивы общественного сотрудничества, которые подвигают юного человека к общению, взаимодействию со сверстниками, хоть каким формам коллективной деятельности.

Принципиально осознавать, что обилие мотивов учебной деятельности не исчерпывает все трудности ее исследования, дело еще в том, что в процессе самого учения формирование мотивации учения может изменяться, поэтому принципиальным фактором удачливости учения для каждого преподавателя и воспитателя (в широком смысле) выступает задачка отслеживания динамики ее конфигураций.