Предельная полезность представляет собой то количество дополнительной полезности, которое прибавляется с потреблением каждой следующей единицы блага. Само понятие полезности, невзирая на собственный абстрактный нрав, издавна употребляется в экономической теории, для того чтоб найти степень наслаждения, удовлетворенности либо полезности, которые люди получают от употребления тех либо других благ.

Теория предельной полезности появилась во 2-ой половине 19-го века как кандидатура концепции трудовой теории цены. Ее разрабатывали представители австрийской школы: Э. Бём-Баверк, К. Менгер, Й. Шумпетер, Ф.Ф. Визер, также А. Маршал, У. С. Джевонс и Л. Вальрас.

Ее сущность заключается в том, что главным фактором, влияющим на ценность продукта, является его предельная полезность, которая зависит, в свою очередь, от личной оценки человеком собственных потребностей. Для наглядности разглядим последующий пример. Представим, миллионер попал в пустыню Сахару и при температуре около 40° испытывает наисильнейшую жажду. В кармашке его брюк находится горсть алмазов. И здесь возникает бедуин с бурдюком воды и предлагает поменять алмазы на воду. Что в данном случае для человека будет иметь огромную ценность? Разумеется, что вода, потому что без нее он рискует умереть.

Возьмем другой пример. Представьте для себя, что в горячий июльский денек вам на глаза попался киоск с мороженым, и вы решили приобрести одну упаковку. Потом, съев первую порцию, приобрели для себя вторую, так как охото еще мороженого, хотя и не так очень. После 2-ой упаковки уже начинаешь мыслить: приобрести третью либо нет. А если кто-либо предложит съесть четвертую либо пятую, то вы навряд ли согласитесь. Этот пример обрисовывает закон убывающей полезности, который говорит, что по мере насыщения потребности человека полезность вещи для него понижается.

Сторонники теории предельной полезности считают, что потребление хоть какого продукта либо услуги имеет для человека «приростный» нрав. Это значит, что клиент, обычно, не управляется принципом «все либо ничего», а равномерно наращивает число потребляемых продуктов либо услуг, до того времени, пока не насытит свою потребность.

Таким макаром, зная, что такое предельная полезность, мы в состоянии сделать три основных вывода:

  1. Для потребителя каждый дополнительный продукт несет дополнительную полезность, которую принято именовать «предельной».
  2. Чем большее количество продуктов клиент успел потребить, тем наименьшую полезность имеет для него любая следующая единица этой продукции. Таким макаром, можно не боясь утверждать, что предельная полезность имеет убывающий нрав. А меж ценностью продукта и предельной пользой существует оборотная связь. Ее сущность в том, что чем наименьшим количеством продукта (блага) располагает человек, тем паче ценен для него этот продукт. Выходит, что ценность его определяется той степенью полезности, которую имеет последняя  единица этого блага, способная удовлетворить менее животрепещущую потребность.
  3. При потреблении определенного числа единиц какого-нибудь продукта (например, мороженого), человек получает сумму полезностей, убывающих с каждым разом. В экономической теории принято именовать условную единицу предельной полезности «ютилем». Если потребление первого мороженого даст человеку полезность в 7 ютилей, второго –  6, третьего –  5, а 4-ого – 4 ютиля, то суммарная полезность этих товаров будет равна 22 ютилям (а предельная полезность составит 4 ютиля). Отказ от каждой очередной порции мороженого будет представлять собой уменьшение суммарной (общей) полезности и одновременный рост предельной полезности последней упаковки. Например, если человек отказался от четвертой порции, то общая полезность (TU) будет равна 18 единицам, а предельная полезность (MU) составит 5, при отказе от третьей порции TU составит 13 единиц, а MU возрастет до 6, и т. д.