Применение нормативных актов
Наверняка, многим в собственной жизни приходилось сталкиваться с ситуацией, когда по одному и тому же вопросу есть два, а то и поболее нормативных актов, регламентирующих его. И хорошо, если б эти акты дополняли друг дружку, так нет – почаще они просто противоречат друг дружке, не давая обыкновенному гражданину ясную картину, чем все-таки все–таки ему управляться в том либо ином правоотношении.
Применение нормативных актов – вопрос непростой и обычной сразу. Есть несколько легких правил, которых следует придерживаться в случае противоречия 1-го акта другому при регулировании ими 1-го и такого же вопроса.
Обычно, существование сразу 2-ух и поболее правовых актов по одному и тому же вопросу в общем случае можно сгруппировать последующим образом:
- Нормативные акты был изданы различными органами в одно время
- Нормативные акты были изданы в различное время одним и этим же органом
- Нормативные акты были изданы в различное время различными органами
Нормативные акты изданы различными органами в одно время
Издание нормативных актов всегда обосновано компетенцией, которой наделяется соответственной орган. В связи с неодинаковой компетенцией органов, принимающих огромное количество нормативных актов, последние имеют в силу этого разный юридический статус, либо, как молвят юристы, различную юридическую силу. Конкретно по юридической силе и отличается приемущественно один нормативный акт от другого в процессе его внедрения.
Когда по какому–или вопросу издаются два и поболее нормативных актов различными компетентными органами в одно и тоже время, это может означать последующее:
- Нормативные акты были изданы органами, владеющие различной компетенцией
- Нормативные акты были изданы на уровне федеральной и региональной власти
В случае издания нормативных актов органами с различной компетенцией, применению подлежит тот акт, который имеет огромную юридическую силу. В иерархии нормативных актов большей юридической силой владеют законы. А посреди законов большей юридической силой обладает Конституция. О иерархии нормативных актов в РФ я уже писал в одной из статей. Тут только добавлю, что кроме вертикального деления нормативных актов (по аспекту юридической силы) существует и горизонтальная (по аспекту локализации, т.е. акт регионального либо федерального значения).
В случае издания нормативных актов на уровне федеральной и региональной власти, применению подлежит тот акт, в внедрении которого находится сфера интересов, которая регламентируется этими актами.
Применение нормативных актов в этом вопросе имеет три уровня.
- Сферы интересов, находящиеся в ведении Русской Федерации.
- Сферы интересов, находящиеся в совместном ведении РФ и субъекта Федерации.
- Сферы интересов, находящиеся в ведении субъекта Федерации.
Сферы интересов, находящиеся в ведении Русской Федерации, указаны в ст. 71 Конституции РФ. Это более принципиальные сферы публичной и политической жизни страны, к примеру, такие как устройство страны, оборона и безопасность, наружняя политика и международные дела, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство и др.
Сферы интересов, находящиеся в совместном ведении, указаны в ст.72 Конституции РФ. Это сферы деятельности, которым для адекватного их регулирования нужна регламентация как со стороны «центра» так и на «местах» (на уровне субъекта).
В совместном ведении РФ и субъектов находятся такие сферы, как, к примеру, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав государственных меньшинств, природопользование; охрана среды и обеспечение экологической безопасности, административное, административно-процессуальное, семейное, жилищное, земельное, аква, лесное законодательство и др.
При совместном ведении ценность, обычно, отдается федеральному нормативному акту, который является вроде бы «рамкой» для регионального акта, который имеет право регулировать дела, не вылезая за границы этой рамки. Об этом обозначено в ст. 76 Конституции РФ, которая устанавливает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в согласовании с ними законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ. При всем этом законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Русской Федерации, также по предметам совместного ведения.
В связи с этим, если существует противоречия в 2-ух нормативных актах (федерального и регионального значения), при вышеуказанных обстоятельствах применению подлежит федеральный нормативный акт.
Вне пределов ведения Русской Федерации и возможностей Русской Федерации по предметам совместного ведения Русской Федерации и субъектов Русской Федерации субъекты Русской Федерации владеют всей полнотой гос власти.
Нормативные акты изданы в различное время одним и этим же органом
При принятии нормативных актов в различное время одним и этим же органом по одному и тому же вопросу действует общепринятое правило: применению подлежит тот нормативный акт, который был принят позже. Такое время от времени случается, когда, издавая новый акт — запамятовали отменить предшествующий.
Нормативные акты изданы в различное время различными органами
Это ситуация является разновидностью первого варианта (акты изданы различными органами в одно время). В связи с этим правила внедрения нормативных актов действует те же самые, что и в первом варианте. Но в случае принятия нормативных актов органами равной компетенции применению подлежит тот нормативный акт, который принят позже, как в правиле второго варианта.
Это базисные советы, которыми следует управляться при принятии решения, основанного на правовом акте. Применение нормативных актов, видите ли, вопрос легкий, главное, разобраться…