Примеры фольклора. Примеры малых жанров фольклора, произведений фольклора
Фольклор как устное народное творчество представляет собой художественное коллективное мышление народа, которое отражает его главные идеалистические и актуальные реалии, религиозные миропонимания. Такое творчество создаётся целым народом и отражается в поэзии, народном театре, архитектуре, танце, также в декоративно-прикладном и художественном творчестве.
Примеры фольклора обнаруживают себя в почти всех сферах современной людской жизни, начиная от напевания колыбельных и заканчивая созданием коллекций одежки.
Примеры фольклора в устной речи представляют собой по большей части частушки, пословицы, поговорки, словом, речевые обороты, применяемые людьми в бытовой сфере раз в день.
Главные российские фольклорные жанры
Фольклор разделяется на три вида, любой из которых систематизирован соответственно собственной личной и беспристрастной направленности, также методам художественного выражения.
Первым фольклорным типом является эпос, представляющий из себя произведения, отражающие конкретные оценки мира вокруг нас, обличённые в повествовательную форму. Стихотворные примеры фольклора данного рода — разные былины, баллады, исторические песни и духовные стихи.
Житейский эпос делится на сказочную и несказочную прозу, к первой относятся сказки о животных и волшебстве, смешные рассказы; ко 2-ой — былички, легенды и предания.
2-ой тип — лирика, отражающая личные переживания и внутренний мир человека. Это произведения фольклора, примеры которого раскрываются в причитаниях, частушках и песнях. Все эти произведения могут быть разбиты на обрядовые и необрядовые тексты по собственному мотивированному назначению.
3-ий фольклорный тип представляет собой драматургические произведения, передающие отношение к реальности через игровые деяния. Примерами могут быть театральные актёрские постановки, кукольный театр, театр картинок, обрядовые и драматические игрища.
Четвёртый тип представляет собой фольклор речевых ситуаций — поговорки, пословицы, проклятия, благожелания, дразнилки, скороговорки и загадки.
Российский обрядовый фольклор
Он делится на календарный и домашний. Календарный тип представляет собой большой пласт обычных практических ритуалов и верований, призванных посодействовать человеку, обеспечить выживаемость рода и селения, повысить урожайность в животноводстве и сельском хозяйстве. Календарный фольклор формировался и воспроизводился круглый год. Примером является Масленица, следование правилам которой занимало у российского человека неделю.
Примеры фольклора, нацеленного на домашний обрядовый тип, — причитания, заговорные песни, гадания, также волшебные ритуальные деяния, направленные на вербование будущих супругов и любви. Хоть какое действие, касавшееся женитьбы и венчания, также сопровождалось целым набором ритуальных фольклорных частей — рукобитьем, сговором, сватовством и иными.
Особенности фольклорного театра
Примеры российского фольклора можно привести и в области театра. Исследователи делят драматическое народное творчество по его временным эволюционным шагам на дотеатральное и театральное.
Калоритные примеры российского фольклора можно узреть в календарных ритуалах и игрищах, к примеру, в процессах ряжения, производства кукол Масленицы, Ярилы, Купалы, и отыгрывания действий с ними. Эти элементы дотеатральных действий также находятся в семейных свадебных ритуалах, к примеру, в выкупе жены либо отыгрывании подругами её роли.
Театральные формы народного искусства развились в Рф только к середине 17 века. Это, фактически, драматическое театральное творчество в его современном осознании.
К отдельной группе представителей народного творчества, являющейся частью дотеатрального игрового фольклора, следует отнести скоморохов — комедиантов, дрессировщиков, плясунов и музыкантов.
Черта фольклорной поэзии
Поэтические произведения фольклора, примеры которых многочисленны, включены в российскую школьную программку по литературе и родной речи. Такими народными произведениями являются былины, духовные стихи, исторические песни, литературные басни, баллады, частушки и детские стихотворные песни. Все эти примеры фольклора устного народного творчества, передаваемые из поколения в поколение, составляют базу народной идеологии и мифологии. К примеру, в былинах описывается образ народного героя, в исторической песне раскрываются его стратегические и тактические таланты; частушки и детские песни сформировывают чувство юмора и ситуационную находчивость; в баснях в игровой и шуточной форме высмеиваются отрицательные свойства героев.
Сказочная фольклорная проза
Данный жанр является письменной и устной формой прозы, выделившейся из мифа и рассказывающей о измышленных событиях, происходивших с реальными героями. Фольклорные сказки имеются у всех народов мира. Они представляют несколько типовых линий — сказки о животных, о предметах и неживой природе, об одурачивании нечистой силы, о волшебстве. К этому фольклорному жанру также относятся небывальщины, смешные рассказы и кумулятивные цепочные сказки. Стоит сказать, что сказочный жанр может как вытекать из жанра мифологической поэзии, так и трансформироваться в него назад.
Примеры сказочного фольклора в устной речи более вариативны, чем в письменной, в силу личного восприятия рассказчика. Это варианты кумулятивной цепочной сказки «Колобок» и «Репка», «Лиса и Журавль», «Кот, петушок и лиса», «Лиса и волк». Посреди сказок о нечистой силе можно вспомнить «Гуси-лебеди», «Кощей Бессмертный».
Сказки, где главный герой — волшебник, с ролью магических животных либо предметов, — это, к примеру, «Финист Ясен Сокол», «Иван Принц и Сероватый Волк», «По щучьему веленью». Растения и явления природы, владеющие своей мистикой, встречаются фактически в каждой притче — говорящие яблони, реки и ветер, стремящиеся укрыть головного героя от погони, спасти от погибели.
Фольклорная проза — ключ к российской демонологии
2-ой пласт фольклорный прозы — несказочный. Он представлен историями либо вариантами из жизни, рассказывающими о контактах человека с представителями потусторонних сил — колдуньями, чертями, кикиморами, духами и т.д..
Необходимо подчеркнуть, что все эти существа пришли в современность безотчетными видами из глубины веков и имеют дохристианское языческое происхождение.
В категорию несказочного житейского фольклора также входят рассказы о святынях, чудесах и творящих их святых — тут раскрывается тема общения высших сил и человека, пришедшего в христианскую веру.
Житейские примеры фольклора, относящегося к несказочному пласту, достаточно многообразны — это и легенды, и предания, и былички, и рассказы о сне.
Современный русский фольклор
Он состоит из 2-ух пластов, сосуществующих и временами перетекающих друг в друга.
1-ый пласт составляют народные традиции и верования, перенесённые в современные реалии. Ими являются животрепещущие до настоящего времени поговорки, религиозные и каждодневные ритуалы, приметы. Примеры российского фольклора, соответствующие для современной жизни, можно следить как в обиходе (размещение веника метлой ввысь для вербования вещественных благ), так и по праздничкам. Ритуальными торжественными фольклорными элементами являются в том числе и исполняемые на святках колядки.
2-ой пласт современного городского фольклора существенно молодее и представляет собой веру в техногенные научные теории, оформленные согласно человечьим убеждениям и ужасам.
Современный городской фольклор
Он выступает как эгрегор собирательных образов страхов и убеждений людей, живущих в городках, ведёт своё начало с периода индустриализации, когда жёсткие актуальные условия и технический прогресс оказались наложенными на старый пласт старенькых российских верований.
Примеры фольклора, отражающего современные русские реалии, по большей собственной части нацелены на несколько типов человечьих страхов. В большинстве случаев это песни, ритуалы и жестикуляции, созданные для вызова потусторонних сил («Пиковой Дамы» гномов и т.п.): призраков, духов разных исторических личностей, также для явления Божественного провидения и разных сущностей.
Отдельные элементы фольклорного творчества входят в научно-ориентированные теории промышленного нрава.
Примеры городского фольклора, использующиеся в современных легендах, наводнили Веб — это рассказы о закрытых для посещения станциях и ветках метро, о заброшенных бункерах и различного рода недостроях с провождающими их историями о загадочных помещениях, аппаратах и живых созданиях.
Литературный фольклор — от летописей до современности
Российская литература, изобилующая фольклорными элементами, делится на два пласта: дошедшая до нас с периода 12-16 веков, являющаяся опорой для построения каких-то поздних символических образов; сделанная с 17 по 19 вв., использующая эти образы в собственных сюжетах. Соответственно, примеры фольклора в литературе обнаруживаются в произведениях обоих периодов. Разглядим более известные из их ниже.
Примеры фольклора в «Слове о полку Игореве» заключаются в главном в метафорических сопоставлениях основных героев с языческими богами, к примеру, Боян кличётся внуком Велеса, князья называются внуками Даждьбога, а ветры — Стрибожьими внуками. Также зафиксировано воззвание создателя к Величавому Хорсу.
В современной литературе фольклорные элементы употребляются главными героями в процессе их ежедневной жизни.
Примеры фольклора в поэме «Кому на Руси жить отлично» исходят из области малого и лирического фольклорных родов, включающих присказки, частушки, поговорки («хвали травку в стогу, а барина — в гробу»), воззвание к народным приметам (глава «Крестьянка», где односельчане Матрёны лицезреют причину неурожая в том, что она «…Рубашку чистую Надела в Рождество…»), также вставки в текст народных российских песен («Барщинная», «Голодная») и внедрение сакральных цифровых знаков (семь мужчин, семь филинов).
Малые фольклорные жанры
Выделают тип маленьких фольклорных произведений, входящих в жизнь человека с самого рождения. Это малые жанры фольклора, примеры которых можно следить в разговоре мамы с ребёнком. Так, в пестушках (напевах стихотворной формы), потешках (песенках-поговорках с применением жестикуляции пальцев ручек и ножек ребёнка), прибаутках, закличках, считалочках, скороговорках и загадках задаётся нужный ритм движения тела и передаются обыкновенные сюжетные полосы.
1-ые в жизни человека фольклорные жанры
Колыбельные песни и пестушки имеют древнейшее происхождение. Они являются частью так именуемой материнской поэзии, входящей в жизнь ребёнка с момента его рождения.
Пестушки представляют собой ритмичные недлинные приговоры, сопровождающие деятельность мамы и новорожденного. В их вровень с содержанием важен ритм.
Колыбельная песня своим текстом и напевом нацелена на достижение ребёнком состояния сна и не просит внедрения никакого музыкального инструмента. В данном жанре всегда находятся элементы идола, защищающего новорожденного от агрессивных сил.
Малые жанры фольклора, примеры которых приведены выше, являются самым старым пластом народного творчества.