Быстрое развитие наук о природе во 2-ой половине 19 века показало, что существовавшие ранее фундаментальные методологические базы научного познания более не в состоянии обрисовывать общие закономерности развития природы, явления бытия.

Не считая того, накопились препядствия публичного нрава, требовавшие научного разъяснения и интерпретации. Господствовавшие в научном знании ранее метафизическая философия и принципы диалектики Гегеля не смогли дать ответ на вопрос об исторических закономерностях развития. Особенностью потребности в новеньком способе было то, что требовалось разъяснение мироздания, исходя из позиций материалистического осознания единства мира.

Значимый вклад в развитие диалектической методологии во 2-ой половине позапрошлого века занес К. Маркс, который разрабатывая свой взор на главные принципы диалектики, отметил его отличие от гегелевской философии – марксистская диалектика носила материалистический нрав. Этот вид диалектики стал ядром всего материалистического мышления, а принципы диалектики в философии стали толковаться с материалистических позиций.

Диалектика, в самом общем осознании, представляет собой сразу и способ зания и теорию, а поэтому содержит в себе в качестве компонент содержания общую теорию развития, также систему принципов, законов и категорий, с помощью которых раскрывается содержание этой теории.

Главные принципы диалектики состоят в последующем:

Принцип объективности следует из материалистического варианта решения основного вопроса философии и подразумевает признание того, что каждый объект природы существует вне людского сознания и проявляется в нем без помощи других. Отражение мира вокруг нас в сознании человека происходит в процессе деятельности человека, другими словами мышление «подчиняется» предмету при его отражении сознанием.

Принципы диалектики включают и таковой, как принцип всесторонности, суть которого состоит в признании всеобщей связи явлений в природе и обществе. Хотя все объекты и разбиты меж собой местом и временем, все же, меж ними есть опосредованные связи, которые оказывают влияние на их характеристики, состояния и конфигурации. Самые сложные из таких связей находятся в жизни общества. Но этот принцип не следует трактовать утилитарно, так как людские познания всегда носят относительный нрав и нельзя их превращать в абсолют. В неприятном случае диалектика вырождается в догматику, которая изучает и анализирует все явления мироздания вне их связи с реальностью и вне осознания их возможности к развитию.

Диалектический принцип развития подразумевает рассмотрение самой диалектики как науки. Вот поэтому многие философы, рассматривая принципы диалектики, именуют принцип развития главным. Данный принцип, на самом деле, интегрирует все другие принципы и охарактеризовывает их воздействие как целостное.

Особенностями этого процесса выступают такие характеристики вещественных объектов и явлений, как направленность, развертывание во времени, порождение нового состояния, закономерность, необратимость. Другими словами, признается связь развития с определенными критериями движения вещественных и нематериальных субстанций. А это, в свою очередь, и порождает обилие мира, заключающееся в том, что движение не всегда линейно, а может проявляться как зигзагообразное, ускоренное либо замедленное и т.д. Более броским и обычным примером таковой неоднозначности может служить наличие 2-ух главных направлений в развитии – прогресса и регресса, любой из которых, отражает полностью определенный вариант движения в вещественном мире.