Проект 941 «Акула» — самая большая подводная лодка в истории
Наибольшая подводная лодка в истории населения земли была сотворена русскими конструкторами из КБ «Рубин» в период с 1972 по 1980 годы. К 1976 году были завершены проектные работы, и лодку заложили на Севмаше. Вобщем, это быстрее был тяжкий крейсер, чем лодка. На носу субмарины был нарисован силуэт акулы, а позднее он появился и на рукаве у моряков, служивших на этом корабле.
На иллюстрации приведены силуэты атомных подводных лодок, поначалу американских: «Морской волк», «Вирджиния», «Огайо», «Кило», потом наших проектов 209 и 212. Понизу находится силуэт «Акулы». Ее длина составляет 173 метра, водоизмещение в подводном положении 48 тыщ тонн.
«Акула» в официальных документах называлась робко — АПЛ — проект 941. Именовал эти лодки «Тайфуном» Л.И. Брежнев в процессе XXVI съезда КПСС в 1981 году, он не желал докладывать реального наименования новейшей субмарины, сделанной в ответ на пуск янки программки «Огайо» с ракетами «Трайдент» на борту.
Наибольшая подводная лодка должна своими размерами ракетам, которыми собирались ее вооружать. Р-39 были трехступенчатыми, их головная часть делилась на 10 независимо наводящихся боеголовок по 100 килотонн. К тому же их было 20.
Конструкция подводного крейсера была уникальной. Если рядовая подводная лодка имеет один крепкий и один внешний легкий корпус, находящиеся друг в друге по подобию матрешки, то в этом проекте их было два главных и три дополнительных. Ракетные шахты размещались впереди ходовой рубки, что также представляло новинку в подводном кораблестроении. Торпедный отсек заключался в отдельный корпус, как и ЦКП, и механический кормовой отсек.
Но именно эта большая в мире подводная лодка была уникальна не только лишь по конструкционной схеме, да и по своим ходовым и эксплуатационным качествам. В одном из пт технического задания содержалось требование к осадке корабля в надводном положении, довольно маленькой, чтоб она могла проходить на мелководье. Для выполнения этого условия следовало оснастить АПЛ очень большими цистернами головного балласта, которые наполнялись водой при погружении. Эта особенность конструкции позволила «Акуле» всплывать даже на Северном полюсе, проламывая снизу более чем двухметровую толщу льда.
Материал производства крепких корпусов – титан, легкие производились из стали. Покрытие особенной резиной облагораживало ходовые свойства и снижало шумы, затрудняя обнаружение подводного крейсера силами противолодочной обороны возможного противника. Допускаемая глубина погружения составляла 500 метров.
Наибольшая подводная лодка в мире обладала соответственной силовой установкой, — практически два с половиной миллиона лошадок, а это даже тяжело для себя представить, но позволяло держать ход под водой в 25 узлов. Были и дополнительные движки для совершения сложных маневров и аварийного дублирования.
Боевые посты занимали попеременно 160 матросов мичманов и офицеров. Условия жизни на борту были комфортабельными, экипаж мог всеполноценно отдыхать в бассейне и заниматься спортом в гимнастическом зале.
Наибольшая подводная лодка могла совершать полугодовые автономные походы.
После окончания прохладной войны военная доктрина Рф поменялась. АПЛ «Акула», как инструмент нанесения превентивного удара, оказалась ненадобной. Всего их было выстроено 6, в строю одна, две находятся в резерве.
Как и многие другие эталоны уникальной военной техники времен прохладной войны, наибольшая подводная лодка не воспринимала роли в военных действиях, и это отлично. Свою лепту в поддержание баланса сил она занесла, и, может быть, этим посодействовала сохранить мир на нашей планетке.