Иван Бунин, рассказы которого входят в школьную программку исследования российской литературы, начал творить еще в конце 19-го века, в 80-е годы. Он из плеяды писателей, выросших в дворянской усадьбе, тесновато связанной с красочной природой среднерусской полосы. За работу над сборником лирики «Листопад», посвященным деревенской природе, ее естественной красе, Иваном Алексеевичем Буниным в 1901 году была получена премия имени Пушкина.

Рассказы Бунина отличаются тем, что время от времени имеют лирический сюжет (к примеру, рассказ об антоновских яблоках), описывающий не ряд происходящих событий, а мемуары и воспоминания лирического героя, касающиеся жизни в дворянской усадьбе.

Писателя можно именовать мастером поэтической прозы, он делает элегическую атмосферу с помощью воспоминаний и ассоциативных мемуаров лирического героя. В рассказе много описаний. К примеру, колоритная картина импровизированной ярмарки в саду, калоритные пейзажные зарисовки утра, зимней охоты и многие другие.

Рассказы Бунина охарактеризовывают его как наблюдательного, чувствующего создателя. Он умел в самых будничных сценах быта отыскать колоритную особенность, то, мимо чего люди проходят обычно, не замечая. Используя самые различные приемы, рисуя с помощью деталей тонкими либо фактурными штрихами, он доносит до читателя свои воспоминания. Во время чтения можно ощутить атмосферу и узреть мир очами создателя.

Рассказы Бунина пленяют нас не наружной занимательностью и не таинственной ситуацией, они неплохи тем, что отвечают требованиям, выдвигаемым к неплохой литературе: необыкновенно образный язык, в который вплетены различные тропы. Многим своим основным героям создатель даже не дает имени, но они заранее наделены исключительностью, особенной чувствительностью, присущей создателю зоркостью и бдительностью.

Что касается цветов красок, запахов и звуков, всего того «чувственного и вещественного», из чего созидается мир, то вся предыдущая Бунину и сделанная его современниками литература не имеет образцов прозы, содержащей такие, как у него, тончайшие аспекты.

Анализ рассказа Бунина, к примеру, об антоновских яблоках, дает возможность выявить средства, применяемые им для сотворения образов.

Картина ранешнего осеннего утра в яблоковом саду сотворена цепочкой определений, выраженных прилагательными: тихое, свежее. Сад – большой, золотой, поредевший, подсохший. К этой картине присоединяются запахи: яблок, меда и свежести, также звуки: голоса людей и скрип передвигающихся телег. Зрительную картину дополняет образ прошедшего бабьего лета с летящими паутинками и перечислением народных воспримет.

Яблоки в рассказе едят с сочным треском, при упоминании об их отправке появляется маленькое отступление — картина ночной поездки на возу. Зрительный образ: небо в звездах; запахи: дегтя и свежайшего воздуха; звуки: усмотрительный скрип обозных телег. Опять длится описание сада. Возникают дополнительные звуки — квохтанье дроздов, а сытое оно оттого, что птицы пасутся на деревцах коралловой рябины.

Рассказы Бунина часто полны печальным настроением увядания, запустения и умирания, обусловленным темой. Печаль пейзажа вроде бы иллюстрирует и делает с жизнью людей одно неразрывное целое. Создатель употребляет в прозе те же образы, что и в собственной пейзажной лирике. Потому элегические рассказы можно именовать стихами в житейской форме.