Правил, регулирующих правописание корней, в курсе российского языка не настолько не мало. Безударная гласная в корневой морфеме в одних случаях проверяется ударением, в других – такая проверка невозможна, и правописание слова запоминают назубок.

К словам, которые содержат чередующиеся гласные в корне, не получится применить ни один из алгоритмов действий.

Возникновение слов с чередованием (как гласных, так и согласных звуков) ученые разъясняют рядом конфигураций, происходивших в языке старых славян за длительное время до возникновения письменности.

Разбираем тему: Чередующиеся гласные в корне словаСложность этой орфограммы заключается в том, что, кроме запоминания длинноватого перечня самих корней и критерий выбора гласной, необходимо уметь различать слова с чередованием в корне от слов, на их схожих. Во избежание ошибок в применении свода правил на чередующиеся гласные в корне слова, стоит учить корешки без отрыва от их семантики (другими словами значения). Корешки с чередованием -мер- и -мир- имеют значение «неподвижность», а омонимичные «начала» в словах «мир», «мириться» и «примерочная» проверяются ударением.

Потому что задание на правило «чередующиеся гласные в корне» включено в итоговую аттестационную работу по русскому языку, то в теме стоит разобраться. Как минимум для того, чтоб удачно сдать этот экзамен.

Итак, корешки с чередованием можно поделить на четыре группы. В каждой из их условия выбора гласной отличаются.

В первой группе выбор находится в зависимости от последней буковкы:

  • -раСТ(Щ)/роС- (растительность, взращенный, взросление);
  • -скаК/скоЧ- (скачет, вскочить);
  • -лаГ/лоЖ- (искл.: полог).

Во 2-ой группе стоит направить внимание на ударение.

В безударной позиции избираем О в последующих корнях:

  • -гар/гор- (искл.: пригарь, выгарки);
  • -клан/клон-;
  • -твар/твор- (искл.: утварь).

И, напротив, без ударения избираем А в корнях:

  • -зар-/-зор- (искл.: зоревать и зорянка);
  • -плав-/-плов- (искл.: плывун, пловец и пловчиха).

Разбираем тему: Чередующиеся гласные в корне словаЧередующиеся гласные в корне третьей группы находятся зависимо от лексического значения:

  • -мак-/-мок-

Корень -мак- содержится в словах со значением погружения в воды , а корень с О – «промокнуть».

К примеру: макать хлеб в молоко, влажные сапоги.

  • -равн-/-ровн- (искл.: равнина, ровесник, уровень)

Корень -равн- имеют слова со значением «однообразный» либо «равный», а -ровн- – «гладкий» либо «ровненький».

К примеру: неразрешимое уравнение, ровненькая линия движения.

В четвёртой, самой объёмной группе корней, на которую распространяется правило «чередующие гласные в корне слова», правописание находится в зависимости от следующего суффикса –А-. Если в слове мы лицезреем этот суффикс, означает пишем в корне И:

  • -бер/бир- (берёшь, взбираться);
  • -пер/пир- (отпереть, отпирать);
  • -дер/дир- (дерёт, задирает);
  • -тер/тир- (тереть, растирает).

Примеры: Он длительно выбирал, запереть дверь на ночь либо не запирать.

Ужаснувшись, что ему выдерут зуб, Вася от докторов удирал.

Вытереть пыль в комнате либо не вытирать?

  • -жег/жиг- (зажечь, разжигание);
  • -стел/стил- (стелется, расстилается);
  • -чет/чит- (вычет, вычитать);
  • -кос/кас- (коснётся, прикасается).

К примеру: Я рассчитывал, что чуть пламя от зажигалки коснётся расстеленной газеты, костёр опять разгорится.

  • -мер-/-мир-;
  • -блест-/-блист-.

Замерев от восхищения, мы смотрели на блистательную игру актёров.

Разбираем тему: Чередующиеся гласные в корне словаКак мы лицезреем, правило «чередующиеся гласные в корне» не очень сложное. Выучив группы корней и условия выбора гласных в их, каждый выпускник повысит свои шансы сдать итоговый экзамен по русскому языку на высочайший балл.