Разбираем тему: Чередующиеся гласные в корне слова
Правил, регулирующих правописание корней, в курсе российского языка не настолько не мало. Безударная гласная в корневой морфеме в одних случаях проверяется ударением, в других – такая проверка невозможна, и правописание слова запоминают назубок.
К словам, которые содержат чередующиеся гласные в корне, не получится применить ни один из алгоритмов действий.
Возникновение слов с чередованием (как гласных, так и согласных звуков) ученые разъясняют рядом конфигураций, происходивших в языке старых славян за длительное время до возникновения письменности.
Сложность этой орфограммы заключается в том, что, кроме запоминания длинноватого перечня самих корней и критерий выбора гласной, необходимо уметь различать слова с чередованием в корне от слов, на их схожих. Во избежание ошибок в применении свода правил на чередующиеся гласные в корне слова, стоит учить корешки без отрыва от их семантики (другими словами значения). Корешки с чередованием -мер- и -мир- имеют значение «неподвижность», а омонимичные «начала» в словах «мир», «мириться» и «примерочная» проверяются ударением.
Потому что задание на правило «чередующиеся гласные в корне» включено в итоговую аттестационную работу по русскому языку, то в теме стоит разобраться. Как минимум для того, чтоб удачно сдать этот экзамен.
Итак, корешки с чередованием можно поделить на четыре группы. В каждой из их условия выбора гласной отличаются.
В первой группе выбор находится в зависимости от последней буковкы:
- -раСТ(Щ)/роС- (растительность, взращенный, взросление);
- -скаК/скоЧ- (скачет, вскочить);
- -лаГ/лоЖ- (искл.: полог).
Во 2-ой группе стоит направить внимание на ударение.
В безударной позиции избираем О в последующих корнях:
- -гар/гор- (искл.: пригарь, выгарки);
- -клан/клон-;
- -твар/твор- (искл.: утварь).
И, напротив, без ударения избираем А в корнях:
- -зар-/-зор- (искл.: зоревать и зорянка);
- -плав-/-плов- (искл.: плывун, пловец и пловчиха).
Чередующиеся гласные в корне третьей группы находятся зависимо от лексического значения:
- -мак-/-мок-
Корень -мак- содержится в словах со значением погружения в воды , а корень с О – «промокнуть».
К примеру: макать хлеб в молоко, влажные сапоги.
- -равн-/-ровн- (искл.: равнина, ровесник, уровень)
Корень -равн- имеют слова со значением «однообразный» либо «равный», а -ровн- – «гладкий» либо «ровненький».
К примеру: неразрешимое уравнение, ровненькая линия движения.
В четвёртой, самой объёмной группе корней, на которую распространяется правило «чередующие гласные в корне слова», правописание находится в зависимости от следующего суффикса –А-. Если в слове мы лицезреем этот суффикс, означает пишем в корне И:
- -бер/бир- (берёшь, взбираться);
- -пер/пир- (отпереть, отпирать);
- -дер/дир- (дерёт, задирает);
- -тер/тир- (тереть, растирает).
Примеры: Он длительно выбирал, запереть дверь на ночь либо не запирать.
Ужаснувшись, что ему выдерут зуб, Вася от докторов удирал.
Вытереть пыль в комнате либо не вытирать?
- -жег/жиг- (зажечь, разжигание);
- -стел/стил- (стелется, расстилается);
- -чет/чит- (вычет, вычитать);
- -кос/кас- (коснётся, прикасается).
К примеру: Я рассчитывал, что чуть пламя от зажигалки коснётся расстеленной газеты, костёр опять разгорится.
- -мер-/-мир-;
- -блест-/-блист-.
Замерев от восхищения, мы смотрели на блистательную игру актёров.
Как мы лицезреем, правило «чередующиеся гласные в корне» не очень сложное. Выучив группы корней и условия выбора гласных в их, каждый выпускник повысит свои шансы сдать итоговый экзамен по русскому языку на высочайший балл.