Развитие личности ребенка
Хоть какой психолог произнесет Вам, что ребенок – это личность. Но что все-таки такое личность? Можно ли как-то воздействовать на развитие личности малыша? Побеседуем об этом вкупе со Государством советов.
Существует огромное количество разных определений личности исходя из убеждений психологии либо социальной науки. К примеру, общежитейский термин «личность» предполагает людского индивидума как субъекта отношений и сознательной деятельности.
Каждый человек – индивидум, но не каждый индивидум – личность. Становление индивидума личностью происходит не вдруг, на этот процесс оказывает влияние огромное количество причин.
Весь процесс развития личности можно разбить на несколько шагов в согласовании с годами малыша:
- ранешний детский (0-3)
- дошкольное и школьное детство (4-11)
- отрочество (12-15)
- молодость (16-18)
Предпосылки к развитию личности заложены в организме малыша еще до его рождения – это так именуемые перинатальные (пренатальные) матрицы. Теорию базисных перинатальных матриц разработал Станислав Гроф. Согласно этой теории переживание будущим ребенком беременности и родов, также действия послеродового периода фиксируются у малыша в виде 4 главных матриц, которые в предстоящем оказывают влияние на развитие личности малыша.
У вожделенных деток, которые родились естественным методом и не испытывали родовых травм актуальный потенциал, возможности к адаптации, активность выше, чем у деток, испытывавших трудности во время беременности и родов.
Новорожденный малыш сразу вступает в контакт с наружным миром: мать, докторы, медсестры. И хотя он еще не умеет выражать свои эмоции, он уже начинает узнавать мир, его личность начинает развиваться.
В возрасте до 3-х лет ребенок воспитывается в семье и его отношения с этой социальной группой оказывают на развитие личности большущее воздействие. Если в семье превалирует дух сотрудничества, благожелательность, взаимопонимание, то личность малыша складывается как человека рачительного, ласкового, умеющего признавать свои промахи и отвечать за их.
Ребенок проходит три фазы развития личности:
- адаптация (освоение простых способностей, овладение языком);
- индивидуализация (противопоставление себя окружающим, выделение собственного «Я»);
- интеграция (управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми).
Если к последующему возрастному периоду у малыша не закончилась фаза интергации предшествующего, то формируются предпосылки для кризиса развития личности. Обычный пример кризиса развития личности – это «кризис 3-х летнего возраста».
В дошкольном возрасте очередной важной исходя из убеждений развития личности социальной группой становится коллектив. Обычно, это коллектив детского сада. На развитие личности малыша оказывают влияние его отношения не только лишь со сверстниками, да и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими.
Находясь в фазе индивидуализации этого возрастного периода, ребенок стремится выделиться в коллективе или за счет положительного представления себя в разных видах деятельности, или за счет шалостей и проказ. В этой фазе оценка воспитателя для малыша так же принципиальна, как и оценка родителей.
В младшем школьном возрасте ребенок так же проходит все три фазы развития личности, как и в прошлом возрастном периоде. Ребенок заходит в новейшую социальную группу, большое значение сейчас для него имеет оценка учителя.
Подростковый период в развитии личности отличается тем, что ребенок не перебегает в новейшую группу, меняется сама группа. Для малыша в этом возрасте значение получают различные внешкольные занятия, общение с компанией сверстников. Мировоззрение сверстников может быть более знатным, чем мировоззрение учителей и родителей.
В подростковом возрасте детки нередко переживают очередной кризис развития личности, который спровоцирован очень резвыми переменами социально-психологической структуры группы, в какой они находятся. Для кризиса этого возраста характерен дух противоречия, рвение все сделать по-своему, получать свой опыт удач и промахов.
К 18 годам, обычно, личность малыша сформирована на сто процентов. Кардинально поменять уже сложившуюся личность нельзя, можно только посодействовать ребенку корректировать его поведение. Потому так принципиально вовремя привить ребенку морально-этические ценности, научить его нормам поведения и человечьих отношений тогда, когда личность малыша еще развивается.