Что связывает Россию в её преобразованиях, произошедших за последние годы, с трудами глоссаторов-комментаторов XI века, занимающихся в рамках деятельности Болонского института исследованием римского права? На каком шаге юридическая наука о личной принадлежности, питающаяся своими корнями в достижениях мыслителей рабовладельческой Римской империи, стала основой для урегулирования зарождающихся отношений капиталистического общества Западной Европы? И почему римское право получило своё развитие исключительно в одном направлении, а 2-ое (общественное право) невозвратно ушло в историю?

Логика ответа на все эти и многие другие вопросы, за которыми стоит рецепция римского права, достаточно ординарна и явна. Но сам процесс проникания права, которое использовали во времена Старого Рима, на местность Западной Европы и тем паче в патриархальную Россию достаточно увлекателен и достоин особенного внимания.

Рецепция римского права подразумевает широкий диапазон восстановительных действий, в который заходит заимствование и отбор, переработка и усвоение норм и мыслях, теоретических основ римского права, которые показали свою пригодность в процессе регулирования отношений общества, ступившего на более высшую ступень развития. Прослеживая, как осуществлялась рецепция римского права в странах Западной Европы, можно выделить периодичность этого процесса.

На первом шаге происходило исследование римского права, а веяния эры Возрождения только стимулировали его. При выходе Европы из средних веков энтузиазм вызывали не только лишь заслуги искусства и культуры, относящиеся к Старой Греции и Риму, да и наследство мыслителей и деятелей науки этих старых империй.

На втором шаге вышло овладение принципами личных отношений публичным воззрением, также внедрение его в деятельности практикующих арбитров.

3-ий шаг стал процессом, когда витавшие в воздухе идеи начали реализовываться после кропотливого анализа и переработки в нормах принимаемых законов.

Гласить о беспрекословном принятии принципов старого права не приходиться. На самом деле, произошла рецепция римского личного права. А вот общественное право, невзирая на появившийся нимб величия вокруг всего древнего, оказалось стопроцентно недееспособным в новых экономических критериях. Присвоение германской империей наименования «Священная Римская империя», учреждение многими государствами сенатов, существенное распространение титула правителя и даже возрождение Наполеоном должности первого «консула» оказалось карнавальной мишурой, неспособной оживить римские муниципальные учреждения. Новые дела в обществе не только лишь поставили крест на римском общественном праве, да и востребовали досконального и коренного пересмотра основ личного права. И только благодаря его изначальной гибкости с заложенной способностью к развитию произошла рецепция римского права в том виде, в каком оно воспринимается современной юриспруденцией.

Очень противоречиво происходит рецепция римского права в Рф. Даже существование самого этого процесса вызывает споры посреди профессионалов, изучающих право. Налицо процесс тяготения русского права к романо-германским традициям, в базу которых заложено римское право. Но в Рф действует широкий список событий, накладывающих отпечаток на специфику развития права в целом и штатского а именно. Это и сила традиций, уходящих в эру дореволюционной Рф. Римское право ещё в период  XIX — начала XX веков находило генетическую преемственность с вещным, наследным и обязательственным правами Рф. Также длительное существование административно-командных отношений в обществе сыграло вескую роль в развитии целых отраслей российскей науки, включая и теорию страны и права. Эта самая особенность и разногласия в осознании сущности процесса рецессии вызывают разногласия в среде правовых аналитиков.

Но вроде бы там не было, быстрая активность развития новых отношений в обществе подстёгивают законотворческую науку к созданию сильной правовой базы, основанной на научных выводах, а не на политических идеях. И в этом вопросе конкретно римское личное право помогает организовать правовые дела во вновь формирующемся обществе.