Реформа Столыпина, попытка преодоления кризиса
История крестьянства Рф начала XX в. всегда завлекала пристальное внимание историков и исследователей. Это не случаем, потому что Наша родина тогда представляла собой в большей степени земельную страну. По данным переписи населения 1897 г., фермеры составляли 76% населения страны и производили 92% всей сельскохозяйственной продукции страны, в то время как помещики только 8%, не считая того, фермеры также участвовали конкретно в помещичьем хозяйстве.
В конце XIX–начале XX вв. крестьянский вопрос оставался одним из самых актуальных. Многие политические деятели и партии включали в свои программки пункт решения крестьянского вопроса, также составляли свои земельные программки. У большевиков одним из создателей земельной программки был В.Л. Ленин, у эсеров – В.М. Чернов, у кадетов – А.А. Кауфман, у народников – В.П.Воронцов и т.д.
Предметом споров разных партий являлись община, формы принадлежности и владения землей, нрав крестьянского хозяйства и пути его развития. Начало XX в. было также переломным моментом для самого страны, которое находило более широкую поддержку населения и пробовало укрепить социальную опору, расшатанную после революции.
Таким макаром, перед П.А. Столыпиным, после его предназначения 26 апреля 1906 г. на должность министра внутренних дел, стояла задачка проводить совсем новый курс внутренний политики, одним из важных и, в то же время, сложных моментов которого являлась земельная политика по отношению к крестьянству. Почти во всем она заключалась в попытке убрать неэффективность крестьянского хозяйства, сдавливаемого архаичными нормами общинного уклада жизни.
Важным шагом по преодолению кризиса в сельском хозяйстве стало издание указа Правительствующему Сенату о дополнении неких постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г. Земельная реформа Столыпина на самом деле базировалась на данном указе.
Указ, как и вся рефора Столыпина, был ориентирован на реализацию широкого комплекса мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества и созданию класса фермеров — полноправных собственников земли.
Первым разделом указа от 9 ноября 1906 г. является 18 статей дополнений к 12 статье Общего положения о крестьянах. Одним из основных частей всего закона является 1 статья I раздела, крестьянин имел право получения надельной земли на общинном поле в собственность, в том числе с правом выкупа излишков земли по ценам 1861 г. (статья 3) Согласно статье 2, если более 24 лет не было общих переделов, то выплата за избытки не требуется. Статьи 4–11 только уточняют детали перевода земли в личную собственность. Статья 12 клеветает возможность крестьянина добиваться заместо нескольких участков выдачи земли по способности в одном месте.
Вторым разделом указа является 4 дополнения к порядку об отчуждении надельных земель, состоящих в подворном владении. 3-ий раздел состоит из 2 статей, которые также дополняют права фермеров на участки надельной земли, состоящей в подворном владении.
4-ый раздел клеветает переход целых обществ, как с общинным, так и с подворным землевладением к владению в отрубных участках по решению 2-ух третей голосов фермеров на сходе. При укреплении в собственность участков за новыми собственниками сохранялось прежнее право использования неразделяемыми общинными землями (луга, пастбища, леса, неловкие земли, проезды).
Данный указ стал законом после издания 14 июня 1910 года Закона об изменении и дополнении неких постановлений о крестьянском землевладении. Естественно, упомянутые выше указ и закон только часть проводимых в стране преобразований, но конкретно снятие запрета на выход из общины стало основой реформы Столыпина в аграной сфере.
Главными причинами проведения земельной реформы послужили массовые крестьянские выступления, повышение бедной части сельского населения, рост недоимок, малый уровень урожайности.
Земельная реформа достигнула собственных целей только отчасти, но результаты все таки оказались положительными. Возросли земляные возделываемые площади. Вышло существенное перераспределение надельной земли, более 2 млн. домохозяйств получили единоличные участки. С момента начала проведения реформы возросла обеспеченность крестьянства инвентарем в 1,5 раза, стальных борон в 2,4 раза. Возросло число создаваемых кооперативов.
После проведения земельной реформы, если поточнее, то с 1901 по 1911 гг. доход от зерновых и технических культур возрос с 1,7 до 3,4 миллиардов. руб., доход на душу населения возрос с 30 до 43 руб. В период проведения реформы существенно укрепилось фермерские хозяйства – перебежало 10,3 % всех крестьянских хозяйств на путь личного землевладения в форме хуторов и отрубов.
Таким макаром, можно констатировать, что реформа Столыпина в области сельского хозяйства, проводимая пос 1906 по 1911 гг., имела прогрессивное воздействие на сельское хозяйство Рф. Но стоит также отметить, что реформы и нововведения не решали всех заморочек села, бедность оставалась по–прежнему обычной чертой деревни, дела меж разными слоями населения были довольно обостренными, в том числе, из–за неравного доступа к кредитам.
Исторический журнальчик: http://history-journal.com/