Рене Лалик – знаменитый французский ювелир, живописец по стеклу и бизнесмен, корифей эры ар нуво. Лалик стоит в ряду с такими гениями ювелирного искусства, как Фаберже, Тиффани, Галле и Картье. Посреди остального, он создавал декорации для Сары Бернар и русской императрицы Александры Федоровны.

Повелитель ар-нуво

Рене Лалик начал карьеру как ювелир, но его увлекали поделочные материалы – янтарь, перламутр, бирюза, кораллы, опал, барочные жемчуга и т.п. Ему удалось создавать произведения искусства с внедрением «антиклассических», полудрагоценных материалов. Он не брезгал ни дешевенькими камнями, ни даже стеклом. Не считая того, он ввел в ювелирный обиход новые сюжеты: место приевшихся розочек заняли ирисы, слащавых бабочек – пауки, стрекозы и змеи. Основными украшениями с легкой руки Лалика стали броши и браслеты.

Работы Лалика были воплощением царствовавшего тогда стиля ар нуво с налетом японского стиля (европейские живописцы той поры были очень увлечены Востоком и сначала Японией). Его декорации и элементы декора (вазы, люстры, бра и т.д.) являли собой необычное сочетание, казалось бы, несочетаемых материалов. Плавные текучие полосы, внезапные материалы, неповторимая палитра цветов – составляющие фирменного, узнаваемого в мире стиля Lalique.

Переломный момент пришел в карьере Лалика, когда он обратился к стеклу. Он начал выпускать неописуемые изделия из разноцветного, затейливо изогнутого стекла.
Техника производства лаликовского опалесцентного стекла до сего времени хранится в тайне.

Необыкновенный фуррор

В конце XIX столетия Лалик изготовлял декорации для величайшей театральной актрисы Сары Бернар. Согласно легенде, подтвердить подлинность которой пока нереально, конкретно она свела его с Калустом Гюльбенкяном, кувейтским магнатом. Он стал меценатом Лалика; в музее Калуста Гюльбенкяна в Лиссабоне сейчас насчитывается порядка 150 разных предметов искусства авторства Лалика.

Более известными работами Рене являются статуи из хрусталя Флореал, Таис и Сюзанна, вазы Вакханки, Неразлучники и Лучники, брошь Сары Бернар «Женщина-стрекоза». Самой дорогой является брошь «Поющие птицы» из обычных бриллиантов и золота. В 1900 году Рене был удостоен Ордена Знатного Легиона, а на Глобальной выставке в Париже он получил Гран-при. В 1905 году Лалик подписал большой договор с компанией «Коти» и стал разрабатывать флаконы для духов. Известный бренд Nina Ricci употребляет флаконы Lalique до сего времени.

Слава Лалика была так велика, что на Глобальной выставке 1926 года у него уже был свой павильон. Следующие годы и прямо до собственной погибели в 1945 году стеклянных дел мастер занимался большими формами: украшал интерьеры гостиниц, гостиниц, ресторанов и даже церквей.

В 2010 году в Столичном Кремле свершилась большая ретроспективная выставка Рене Лалика. По счастью, творчество дизайнера не позабыто и продолжает побуждать.