Российский модерн появился неслучайно. Посреди 19-20 веков фактически во всех западноевропейских странах, вступивших к тому времени в эру империализма, существовали некие разновидности этого направления. Проявлялись они, в основном, в художественных промышленных отраслях и архитектуре. Присоединение Рф к интернациональной империалистической системе, повышение притока зарубежной валюты в индустрия страны в значимой степени содействовали формированию и распространению модернистского течения. Вкупе с этим строительная критика единогласно осуждала стилизаторское, эклектическое течение, что также содействовало развитию направления «российский модерн».

Рост энтузиазма к направлению был обоснован присутствием в нем духа новшества и рационализаторства. Российский модерн в архитектуре тех пор рассматривался как шаг подъема зодчества после эклектики и ретроспективизма. Художественная выразительность отражала интересы буржуазии, стремившейся сделать стиль века нового. Российский модерн не обладал единой стилистической закономерностью. Эта особенность позволяла использовать зодчество в качестве рекламы в конкуренции меж промышленными и торговыми фирмами, также домовладельцами.

Зодчие Рф знакомились с новым течением примыкающих стран конкретно либо через различные издания. В основном, очевидно, исследование течения происходило в процессе пропаганды повторяющейся печати. К примеру, издававшийся с 1872 года журнальчик «Зодчий» с огромным вниманием относился к иностранному опыту строительства, отмечая при всем этом прогрессивные рационалистические особенности творчества отдельных узнаваемых зарубежных зодчих: О. Вагнера, А. Ван де Вельде, В. Орта и иных. Завлекало их рвение к функциональности и простоте.

Сторонники стиля призывали пересмотреть все нюансы зодчества, отказавшись стопроцентно от художественных традиций. Архитектура в стиле модерн исключала необходимость вчеркивать строения в классические симметричные схемы композиций. Проектирование производилось свободно, с учетом необходимости рассредотачивания групп и отдельных помещений. Таким макаром, стали создаваться живописные и свободные объемно-пространственные строительные структуры.

Огромное значение в развитии течения имели используемые железные и железобетонные конструкции. Таким макаром создавались огромные места и просветы, что в особенности было животрепещуще для промышленных, банковских, торговых и иных публичных построек. Освещение огромных площадей производилось с помощью фонарей верхнего света и огромных витражей. В жилых зданиях стали очень всераспространены эркеры (выступающие части строения) – время от времени даже в несколько этажей, при всем этом окна получали различную конфигурацию. Российский модерн резко изменял внешний вид построек, придавая им особенность.

Рационализм стиля верно проявлялся в публичных зданиях. Каждое большое сооружение имело особенности благодаря огромным застекленным поверхностям, структуре железобетонных и опорных конструкций. Зодчие, стремясь сделать внешнюю неповторимость, нередко прибегали к лишнему использованию частей декора: облицовки, скульптурных композиций, мозаики. Совместно с этим, зодчие в собственном искусстве стопроцентно отторгали очевидные формы – заместо их применялась специфичная стилизация частей флоры. Обширное распространение получило случайное изменение обычных контуров, чрезмерная вычурность и манерность деталей.

В процессе собственного существования строительный модерн в Рф разделился на несколько веток. Одним из разветвлений было стилизаторское течение. В нем зодчие стремились опираться на наследство классиков.