Сайменский канал. Озеро Сайма. Выборгский залив. Речные круизы
Сайменский канал (карта, приведенная ниже, поможет читателю разобраться с его местоположением) – это судоходный канал меж Выборгским заливом (Наша родина) и озером Сайма (Финляндия). Открыто данное сооружение в 1856 году. Общая протяженность составила 57,3 км, из их Рф принадлежат 34 км, а Финляндии – 23,3 км.
История сотворения
1-ые пробы соединить Финский залив и озеро Сайма предпринимались еще в 1500 и 1511 годах губернатором Выборга Эриком Туресоном Бьелке. Последующая попытка была изготовлена в 1600-м, в это время были произведены две выемки, но на этом все и завершилось. Уже в царствование Екатерины Величавой предлагался новый план – так как река Вуокса производит соединение озера Сайма с Ладожским озером, то предполагалось сконструировать канал в обход Иматры. Но очень огромные расходы, которые нужно было затратить на данный проект, стали предпосылкой отказа от приведения этого плана в выполнение. В 1826 году на заседании городских судов Карелии и Саволакса было решено навести депутацию фермеров в Петербург к императору для того, чтоб он выполнил соединение озерного края с приморскими городками. Приняв и выслушав депутатов, Николай 1-ый отдал приказ произвести нужные изыскания. Но реальных средств найдено не было, в связи с этим к прокладке канала не приступили. В последующий раз этот вопрос поднял губернатор Выборга Август Рамзай в 1834 году. Ход этому делу дали сенатор Л. Ф. Гартман (начальник денежной экспедиции) и князь Меньшиков. В городке Выборг организовали комитет для составления сметы и плана данного проекта. Для начальных исследовательских работ пригласили известного шведского инженера. В итоге его работы выяснилось, что воды озера находятся выше уровня моря на 256 футов, и цена данного сооружения составит три миллиона рублей. Нужная сумма была ассигнована с рассрочкой на пятнадцать лет.
И вот, в 1845 году начались строй работы. В их процессе шведский инженер Нильс Эриксон занес некие улучшения в план канала. Сначало управляющим этой строительной компании был барон Карл Розенкампф, который получил прозвище «барон каналов». Но в 1846 году он скончался, и на его место назначили генерал-майора Шернваля. Все строй работы велись за счет казны Финляндии. Общая цена составила 12,4 миллионов финских марок. Общая длина сооружения — 54,5 версты, на этом отрезке было построено 20 восемь шлюзов из гранита.
Мы строили, строили и в конце концов выстроили…
26 августа 1856 года вышло праздничное открытие этого сооружения. Приурочено оно было к коронации Правителя Александра Второго. Финляндия гордилась Сайменским каналом, который помогал просочиться в пустынные районы страны. Необыкновенную красота ему присваивала первозданная краса природы. По берегам канала были установлены памятные знаки с надписью на шведском и российском языках, на которых перечислялись все деятели, причастные к созданию данного сооружения. Все строительство выполнено очень оригинально и смело, беря во внимание, что разность уровней соединяемых вод делала течение в канале очень быстрым.
Открытие состоялось на четыре года ранее запланированного. Очередной особенностью данного проекта стала дешевизна такового огромного объема работ. Тут сыграли свою роль последующие причины: честность и распорядительность финских управляющих, также дешевизна рабочей силы, ведь тут были в главном задействованы узники.
Значение канала
Сайменский канал имел большущее значение для развития этого региона. Население Карелии и Саволакса наконец освободилось от исключительной экономической зависимости отдаленных гаваней Ладоги и Ботнического залива (его северной части). Полезность от эксплуатации данного сооружения могла бы быть еще значительней, если б руководители проекта смогли убрать алчное вмешательство купеческого лобби. Так, из боязни утратить монополию в торговле они средством интриг и других способов достигнули того, что пропускная способность шлюзов была ограничена. В итоге все суда, идущие этим методом, должны были иметь ширину корпуса менее 7 метров. В неприятном случае весь продукт нужно было перегружать в Выборге на подходящие под эти требования корабли. Таким методом несколько купеческих компаний обеспечивали монополию на экспорт. И, как следствие, Сайменский канал из Выборга растерял огромную часть собственного значения для развития данного края. Но позднее, во время реконструкции этого сооружения, ширину шлюзов значительно прирастили.
Озеро Сайма в дореволюционных российских путеводителях
В 1870 году было открыто сквозное пассажирское жд сообщение меж Санкт-Петербургом и Хельсинки. Это событие сделало легкодоступным для общества наикрасивейшие места южной Финляндии. Жд сообщение отдало новый толчок к развитию Карельского перешейка и всей прилегающей местности. Тут начали появляться поселки, строиться курорты и санатории, прокладываться грунтовые дороги, связывающие разные населенные пункты и металлическую дорогу. Гигантскую роль в новеньком освоении этого края играл Сайменский канал. Сейчас он делал функции не только лишь по развитию торговых отношений. Стали пользующимися популярностью круизы в Финляндию, к озеру Сайма и водопаду Иматра. Так, эти места начали попадать в русскую литературу, которая обрисовывает культурные монументы этого района. Сразу с этим появилась литература, направленная на популяризацию инфы об этом регионе и пропаганду его достопримечательностей, также создание нового стиля. Выпускались особые путеводители, описывающие Сайменский канал и его округи. Большая часть из их содержали сведения о маршрутах движения, почтовых станциях, о расписании пароходов и поездов, сведения о гостиницах, как и где нанять лошадок, курортах и санаториях и многом другом. Все вышеупомянутое свидетельствует о том, что до революции информация об этом объекте как о значимой достопримечательности Финляндии была очень известна. Путешествие по Сайменскому каналу было обыденно для любителей активного отдыха.
Дачная жизнь на канале
1-ые дачи тут начали появляться еще во времена строительства. Участки канала, которые находились в служебном использовании, были украшены посадками, это послужило стимулом для сдачи земли в аренду или под строительство особняков. Кроме прекрасной природы, популярности отдыха в этом районе содействовало не плохое сообщение, обеспечиваемое теплоходами, осуществляющими речные круизы и проходящими по этой аква артерии. И вот скоро безбедные обитатели Выборга и Петербурга застроили побережье канала до озера Нуйамаа. В Ряттиярви находилась самая шикарная дача, принадлежащая министру зарубежных дел Рф Вон Гиерсу. Ее выстроил один из инженеров, участвовавший в сооружении канала. Большая часть дач выделялись собственной архитектурой, они были украшены башнями, балконами, резьбой, их окружали ухоженные необъятные сады с причалами и беседками. Наименования домов такие романтичные, как и их наружный лик: «Рунолинна», «Раухантаранта», «Оннела», «Илоранта»… Спрос на недвижимость в этом регионе был так высок, что ее стало прибыльно строить для сдачи в наем. Сайменский канал тех пор известен не только лишь дачами, да и большенными имениями. Самым известным из их является имение Лавола, оно принадлежало роду Чесефф и размещалось в устье объекта. Усадьбы вкупе с дачами создавали очень яркий ансамбль, атмосфера тут была развеселой, международной. Речные круизы, концерты, посещения и прогулки воскрешали общественную жизнь, она предлагала отдыхающим огромное количество воспоминаний и способностей заработка для местных обитателей. Но после революции дачная жизнь пришла в упадок, а вкупе с ней и Сайменский канал. Туры по нему уже не заинтересовывали русскую богему.
Противотанковое заграждение
В планах генштаба финских вооруженных сил в тридцатые годы прошедшего века этот аква объект рассматривался в качестве вероятного пути для организации снабжения армии. Согласно разработанным планам предполагалось сосредоточить проведение военных действий на Карельском перешейке. И вот, в 1939 году в период сверхсрочных сборов было отмечено, что канал возможно окажется в зоне боевых действий. Он представлял собой суровое препятствие благодаря глубочайшему руслу. Потому было принято решение использовать его в противотанковой обороне. В итоге были затоплены достаточно необъятные области в районе озер Кярстила Люкюля и Вентеля. Общая площадь затопляемых участков составила 30 5 квадратных км. В период 1941-1944 годов канал в военных действиях роли не воспринимал.
Восстановление судоходства
В силу того, что мирный контракт, установленный меж Русским Союзом и Финляндией, оставил Выборгский залив на местности СССР, а граница поделила канал на две части, в итоге он не стал работать. В период после войны для возобновления судоходства требовалось не только лишь провести реконструкцию сооружений и обветшалого оборудования, да и достигнуть обоестороннего соглашения об использовании этого аква объекта. В первый раз данный вопрос подымался в 1948 году, но официальные межгосударственные переговоры начались исключительно в 1954 году. Согласно достигнутой договоренности в Русский Альянс выехала группа финских инженеров для исследования состояния этой аква артерии. Спецы пришли к заключению, что речные каналы на русской местности полностью применимы для восстановления по ним судоходства. Но работы в этом направлении начались спустя тринадцать лет, после того как обе стороны наконец пришли к одному решению в вопросах аренды. В 1968 году реконструкция была завершена. В процессе нее были значительно расширены пропускные способности шлюзовых камер.
Круиз — Сайменский канал
Лаппеенранте – курортный городок в Финляндии. Привлекательность ему присваивают озеро Сейма, на берегу которого он находится, и Сайменский канал. Экскурсионная поездка на теплоходе по этим аква объектам — единственное, что завлекает сюда туристов из Рф. Меж иным, это единственный в РФ внутренний аква путь, по которому могут ходить суда зарубежных компаний. Пассажирские теплоходы, совершающие речные круизы, перевозят туристов из Русской Федерации и Финляндии. Ранее, согласно договору от 1963 года, пассажиры, прибывающие из Финляндии в нашу страну, имели право безвизового заезда. Но с присоединением республики к Шенгенскому договору данное соглашение было отменено. Сейчас пассажиры должны получать визы. Но они необходимы исключительно в том случае, если судно пристает к берегам Рф, к примеру, высаживает их для экскурсии в Выборге. Если круизы на пароме из Финляндии не предугадывают заходов в русские порты, виза не нужна. К примеру, пароход «Кристина Брахе» производит проход через местность нашей страны, совершая рейсы меж Лаппеенрантой и Хельсинки, а судно «Карелия» — меж Выборгом и Лаппеенрантой.
Путешествие очами туриста
Тяжело представить, сколько еще лет продлятся подобные круизные рейсы. Ведь финнов, которые бы вожделели поглядеть достопримечательности Сайменского канала, не очень много, а наших туристов еще меньше. И это невзирая на то, что билет в одну сторону составляет порядка 30 евро. Путешествие стоит затраченных средств.
Длина маршрута составляет 40 три км, но на их приходится восемь шлюзов. Когда теплоход по Сайменскому каналу преодолевает 1-ые из их – это любопытно. Но уже на 3-ем шлюзе начинает расти раздражение, а к восьмому не можешь дождаться, когда это уже завершится, но все равно любопытно. Когда пароход добивается пограничного поста Нуиямаа, начинается проверка документов. Увлекателен тот факт, что этот пост является совмещенным – автомобильно-водным. Если вы окажетесь на корабле в одной компании с финскими туристами, то будьте готовы к тому, что они часто ведут себя как большая часть россиян: начинают употреблять горячительные напитки еще до того, как судно отойдет от причала. Многие туристы специально приобретают билет в таковой круиз, объясняя это тем, что на пароходе есть магазин «дьюти-фри». Если учитывать тот факт, что в Финляндии с алкоголем напряженка, такое поведение становится полностью понятным. В период всеобщей пьянки экскурсоводы напрасно пробуют привлечь внимание публики к рассказам о канале, шлюзах и других достопримечательностях. И там есть-таки, на что поглядеть – канал очень прекрасен. К примеру, под Выборгом его пересекают достаточно высочайшие мосты – жд и авто. Все навигационные комплексы построены на гранитных столбах либо выставлены на островках. Часть канала вырублена в скальном массиве, другая часть имеет отлогие песочные берега с камнями. Повдоль канала вырастает густой лес, что в сочетании со горами образует очень прекрасный пейзаж. Русская часть совсем не заселена, вблизи Выборга еще попадаются одинокие домики, а далее находится первозданная природа. Единственное оживленное место – в районе границы, там, где проходит трасса на Лаппеенранту. Совсем обратная картина на финской части: тут населенные пункты встречаются сразу за контрольно-пропускным пт. В районе Лаппеенранты, не доходя до последнего шлюза, размещен главный порт на этой аква артерии — Сайма-терминал. Тут осуществляется погрузка/разгрузка грузовых судов. Грузы идут в большей степени с русской стороны – до 2-ух миллионов тонн в год.
Озеро Сайма
Когда корабль преодолевает последний шлюз, он попадает в Сайменское озеро. 1-ое, на что раскрывается вид, — это очень большой целлюлозно-бумажный комбинат. Экскурсовод с гордостью ведает о том, что тут работает более 2-ух с половиной тыщ человек. Вот это «волшебство» цивилизации портит все воспоминание от путешествия, оно же мешает городку Лаппеенранте обрести полностью статус туристского. Ведь предприятие, даже если на нем установлены современные очистные сооружения, все равно сбрасывает тонны отходов в воды озера, что делает его неприменимым для купания в радиусе до нескольких 10-ов км. И что самое увлекательное, в туристских буклетах ничего не сказано о наличии тут комбината. Но это не все: напротив завода находится кондитерская фабрика, которая также производит сброс отходов в озеро, ведь не напрасно оно в районе этого предприятия на сто процентов затянуто травкой. И тут же, как ни удивительно, расположился главный туристский комплекс — «Хухтиниеми» — и летняя гостиница «Карелия-парк». У самого «забора» с кондитерской фабрикой стоит очередной комплекс — «Сайма». Правда, вид у него некий невеселый, заброшенный, как у с трудом удерживающихся на плаву в малеханьких городах гостиниц русской эры. Тут же есть и пляж, правда, для того, чтоб добраться до воды, придется преодолевать травяные заросли или попробовать пройти по особым мостикам, которые, к слову, поломаны в собственной средней части, но через пролом кто-то услужливо положил доску. Вот таковой курорт!
Лаппеенранте
Главной достопримечательностью Лаппеенранты является Мемориальное кладбище, которое находится в центре городка. Тут можно узреть могилы погибших воинов в периоды 1939-1940 и 1941-1944 годов. И что очень интересно, все захоронения личные, братских нет. К кладбищу примыкает монумент бойцам, призывавшимся с местности Карельского перешейка (сейчас это территория Русской Федерации). Он состоит из 2-ух частей – статуи и плит с наименованиями населенных пт и фамилиями боец, меж иным, посреди их встречаются и российские. В особенности много их посреди уроженцев Терийок (Зеленогорска). Фактически, больше тут достопримечательностей нет. Город имеет современный вид, очень ухоженный и повсевременно реконструирующийся. Делать там в особенности нечего. В ночное время Лаппеенранте засыпает, запираются все магазины, можно отыскать только киоски, торгующие гамбургерами и иной схожей снедью. Тут даже здание вокзала закрыто до 7 утра. Бродя по пустым ночным улочкам, становится ясно, почему финны так «отрываются» в нашей стране.
Иматра
Этот город совсем не похож на Лаппеенранту, история его еще короче. Основан он в 1948 году и так близко расположился к границе с Россией, что тут ловят российские сотовые сети. Размещена Иматра в истоке реки Вуокса. Главные предприятия этого городка — металлургический завод и гидроэлектростанция. Но в отличие от Лаппеенранты на побережье озера промышленных объектов нет. Тут есть два типичных монумента – 1-ый посвящен турбине, а 2-ой — опоре ЛЭП. Основным туристским объектом является искусственный водоскат Иматракоски. До возведения ГЭС он был естественным, в дореволюционные времена российская богема обожала сюда приезжать и наслаждаться водопадом. На данный момент тут вода пускается по расписанию, этот спуск и является основным «туристским аттракционом» Иматры. 2-ая достопримечательность – это Коронный парк, который находится на полуострове, разделяющем старенькое русло Вуоксы и водохранилище. Основан парк по указу правителя Николая Первого, который повелел, чтоб водоскат и его округи оставались в постоянном виде. Город Иматра для туристов еще красивее, чем Лаппеенранте, тут есть полностью современные гостиницы, места для отдыха, а любителям рыбной ловли представится восхитительная возможность провести незабвенное время на берегу озера Сайма.
Сайменский канал: рыбалка
Рыбалка на озере отменная круглый год. Главные виды рыб – щука, окунь, озерный лосось, кумжа. Местные обитатели рыбалкой не увлекаются, невзирая на то что плотва тут фактически сама выпрыгивает на сберегал, финны почему-либо ее не употребляют в еду. Ловят ее в главном туристы из Рф. В конце весны на троллинг идеальнее всего клюет лосось и форель. Круглый год ловится щука. Не считая того, тут много налима, его нередко удят на блесну и баланс. Из-за огромных размеров водоема найти, где спряталась рыба, не так просто. Но опытный рыбак всегда возвратится с Саймы с неплохим уловом. Природа тут чиста и нетороплива, содействует умиротворению, располагает к размышлению и созерцанию. Красивый отдых будет вам обеспечен!