В последние 500 лет в Бразилии смешались музыкальные традиции огромного количества народностей: португальские, африканские и в некой мере даже индейские. Из этого сплава родилась самба – один из самых фаворитных танцев современности. Заглавие его пришло предположительно из Анголы, где словом семба в языке Кимбунду обозначается прикосновение животиком, служащее приглашением к танцу.

История самбы

До сего времени не затихают споры, как и когда конкретно появилась самба. Одни считают ее продолжением пользующегося популярностью в XVIII веке танца Лунду, другие придерживаются теории, гласящей, что танцевальное течение пришло в Бразилию совместно с прибывшими в XIX столетии в Рио бывшими рабами из штата Баия. Но основная масса исследователей согласна с тем, что, невзирая на не очень ясное происхожение, самба со временем смогла стать самостоятельным афро-бразилианским музыкальным жанром.

Школа самбы

Официальным деньком рождения танца принято считать 12 августа 1928 года. В сей день была открыта 1-ая школа самбы escola de samba под заглавием Deixa Falar. Это событие можно обозначить как самую реальную танцевальную революцию, призванную положить конец войне самбистов (музыканты, композиторы, танцоры) и милиции, всеми силами препятствовавшей проведению карнавалов, устраиваемых темнокожим популяцией. В то время существовал законодательный запрет на общественное звучание самбы и массовые проходы по улицам городка. Deixa Falar достигнула от властей права на проведение маленького музыкального парада в предместьях Рио. Просуществовала школа недолго, уже в 1933 году она была закрыта, но начало было положено. 7 февраля 1932 года состоялось 1-ое соревнование, в каком приняли роль 19 школ самбы. 1-ое место тогда заняла школа Mangueria. Потому что событие обширно освещалось в местной прессе и вызвало настоящий энтузиазм «белого» общества, можно сказать, что сей день самба перебежала из категории уличной музыки для темных в перечень государственных знаков Бразилии, стала частью ее культуры.

Эпитет «школа самбы» сначала был ироничным. Происходило это поэтому, что напротив Deixa Falar находилась рядовая детская школа. Как гласили известные самбисты: «Самбе нельзя научиться, просто посещая уроки».

Самба-музыка

Самба-музыка является этаким миксом из лунду, польки, хабанеры, матчише и еще парочки других, наименее узнаваемых направлений. Сильные и слабенькие удары барабанов, сменяющие друг дружку в такте 2/4 в сочетании со звучанием кавакинью (гитарообразный четырехструнный инструмент) рождают ритмическую мелодию, при первых же звуках которой тяжело удержаться на месте. Из общего хора всегда выделяется пандейру – разновидность бразильского бубна. Существует огромное количество музыкальных вариантов. Самая популярная из их — samba-enredo, конкретно она звучит на улицах Рио-де-Жанейро во время прохождения карнавального поезда. Самба-пагоде романтик основывается на любовных сюжетах, вкрадчивые песнопения эротическими голосами были широкопопулярны посреди бедных слоев населения Рио. Samba Cancao более мелодична, на ней основывается огромное количество балладных песен. А Samba-Funk либо Funkeado – это новомодное направление самбы с элементами рэпа.

Самба-танец

В танце самба задействованы все части тела, при этом у постороннего зрителя может появиться воспоминание, что движутся они независимо друг от друга. Такое явление в танцевальном мире носит заглавие полицентрика. У парней центрами, от которых расползаются движения, числятся голова, плечи и грудная клеточка, у дам – грудь, животик, область бедер, руки и ноги. При этом ножные элементы в свою очередь разделяются на отдельные движения бедрами, коленями, голенями и стопами. Граница меж мужским и дамским методами танца хоть и существует, но все таки достаточно призрачна, большая часть танцоров предпочитают двигаться, как им нравится, несмотря на гендерную принадлежность.

Самба считается чувственным и даже эротическим танцем. Плавные движения животиком и бедрами являются достаточно смелыми и поболее
откровенными, чем это принято, например, в Европе.

Самба – не просто танец

Если начать спрашивать бразильцев, в особенности обитателей Рио, что все-таки такое самба, можно получить огромное количество личных ответов, которые в большинстве собственном не будут иметь никакого дела ни к музыке, ни к танцу. Это происходит поэтому, что самба стала типичным знаком выражения всего, что происходило с бразильским обществом в течение двадцатого века. Это и дружественные встречи, и утешение, и побег от действительности, и, в конце концов, свобода. Не считая того — это типичная философия, культура и традиция Бразилии. Может конкретно поэтому, что самба рассматривается не как просто танец, как метод самовыражения, она и стала таковой пользующейся популярностью во всех слоях населения снутри страны и за ее пределами.