Шариат являет собой совокупа правовых и религиозных норм, которые составляют базы мусульманского права. Эта правоохранительная система считается очень гибкой. Она способна действовать в рамках совсем различных публичных структур и политических режимов как немусульманских, так и мусульманских стран.

Шариатский трибунал (в большей степени в сфере наследных и семейных отношений) работает в Греции, Нидерландах и других странах евро общества. А некие правовые нормы употребляются и в международном праве (порядок возмещения убытка при кораблекрушении, к примеру).

Шариатский трибунал в разные исторические эры у тех либо других народов обладал различным нравом судопроизводства. Довольно своеобразно развивался он на Северном Кавказе. На этой местности введение шариата являлось одним из главных и важных требований революционной системы 1917 года. Так, в мае во Владикавказе состоялся 1-ый съезд представителей кавказских горских народов. На нем было принято решение о внедрении во всех судах по делам мусульман правила шариата и Корана.

В 1919 году, в январе, с началом Штатской войны шариатский трибунал был преобразован в так именуемый военно-шариатский. Отныне он стал исполнять роль военного суда. При всем этом необходимо подчеркнуть, что нормами шариата перевоплощенный орган фактически не управлялся. Меж тем, военные режимы, сменявшие друг дружку, использовали систему правосудия в качестве средства сведения счетов со своими противниками на политическом фронте.

Установившаяся Русская власть на Северном Кавказе узаконила шариатский трибунал на всех территориях, где он работал: в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Карачае, Кабарде, Северной Осетии.

Стоит отметить, что Русская власть относилась к мусульманскому праву прямо обратно, ежели дореволюционная администрация страны. Последняя оказывала поддержку адату (обычаю), стремясь ослабить позицию мусульманского повстанческого движения. Сначала 1920-х годов большевики, напротив, стремились поддержать освободительное движение. Пока Русская власть не окрепла, они завлекали на свою сторону многие мусульманские народы. При всем этом шариат поддерживался во вред адату.

Сначала становления Русской власти на местности каждой автономии Северного Кавказа была сотворена своя иерархия системы правосудия. Самой сложной считается трехступенчатая организация в Дагестане, которая сложилась в 1922 году. В отдельных городках и селениях находились так именуемые «шариатские тройки». Состояли они из 2-ух членов и председателя. Арбитр в шариате (дибир либо мулла) совместно с 2-мя другими членами разбирал маленькие наследственные, штатские, поземельные и уголовные дела. Их решения оспаривались в окружных органах.

Вкупе с мусульманским правом при разрешении поземельных и уголовных исков шариатский арбитр управлялся нормами обыденного права, всераспространенного у горцев. Такими нормами, к примеру, являлись штрафы, очищающая присяга, высылка кровника, примирение и остальные.

В первой половине 1920-х годов шариатские суды были сняты с обеспечения государством и переданы на содержание тех мусульманских общин, которые вожделели решать свои дела по этим законам. Данные преобразования проводились сразу с коллективизацией и индустриализацией.

После того, как СССР распался, началось фактически повсеместное движение за восстановление шариатского правосудия. Несколько 10-ов органов было сформировано в мусульманских общинах Чечни и Северного Дагестана. Вкупе с шариатским трибуналом у северокавказских мусульман действует русский народный и публичный третейский трибунал.