Шлицевое соединение. Шпоночные и шлицевые соединения
Шлицевое соединение – это соединение обхватывающей и охватываемой поверхности (вал-отверстие). Употребляются шлицы и пазы, которые, обычно, в круговом порядке размещаются на месте зацепления. Данное соединение обладает достаточной прочностью и обеспечивает соосность вала и отверстия. Основное преимущество состоит в том, что деталь может передвигаться в осевом направлении.
Шлицевое соединение: систематизация
Как вы осознаете, существует несколько методов закрепить две детали с помощью шлица. В тех либо других критериях употребляют различные способы. Есть эвольвентные шлицевые соединения. От прямобочных они отличаются формой зубца (боковой поверхностью) и впадинами. Имеют несколько неопровержимых преимуществ, таких как передача огромного вращающего момента (Нм) и высочайшая точность центрирования под большой нагрузкой. Если гласить о прямобочных соединениях, то главные плюсы заключаются в простоте производства и дешевизне. Также есть и треугольные шлицы, но они употребляются пореже. В большинстве случаев в местах соединения недвижных деталей с маленьким вращающим моментом. Достаточно нередко находят свое применение в тонкостенных втулках. В их внедрение других видов соединений не считается допустимым по ряду технологических обстоятельств.
Шпоночные и шлицевые соединения
В неких случаях на валах требуется закрепить шкив либо шестерню. Если нужна к тому же передача огромного вращающего момента, то употребляются шпоночные, также эвольвентные шлицевые соединения. Что касается шпонок, то обширно используются призматические, что обосновано простотой монтажа. Основной вопрос состоит в том, что время от времени необходимо сделать вероятным перемещение детали в осевом направлении. В данном случае употребляют посадку с зазором, а шпонка крепится к валу с помощью винтов. Если нужно сделать надежное соединение в малонагруженном месте, то отлично подходит сегментная шпонка, которая имеет маленькую длину. Основное отличие шлицов в том, что употребляется большее количество зубьев и наименьшие выступы. Соединения бывают 3-х видов: легкоразъемные, тугоразъемные и недвижные. С каждым годом способы обработки деталей позволяют добиваться все наилучших результатов с технологической точки зрения. Это высочайшая точность центрирования, взаимозаменяемость вышедших из строя запчастей и другое.
Как решались трудности с карданным валом?
Сейчас давайте разглядим эффективность шлицевых соединений. В данном случае шлиц служит для конфигурации длины вала, что требуется для обеспечения соосности агрегатов, при установке которых были допущены некорректности. В опорный подшипник и фактически шлиц смазка подается с помощью масленки. В большинстве случаев употребляется солидол. Потому что длина карданного вала такая, что в почти всех случаях смазка не доходит до всех рабочих узлов трения, то полностью целенаправлено уменьшить каналы, по которым поступает масло либо другая жидкость. Можно использовать прозрачные вставки. Они сделают вероятным зрительный контроль и своевременную подачу смазки в узел трения. Чтоб скользящая вилка служила как можно подольше, используют латунную вставку, которая заправляется в шлицевое соединение. Непременно, это позволяет существенно уменьшить износ детали. В принципе, шлицевое соединение карданного вала надежное и обычное в обслуживании, но оно не лишено недочетов.
Методы центрирования
Существует несколько методов выровнять по центру прямобочное шлицевое соединение. Какой-то из них – по внешнему поперечнику. Для этого вал фрезеруют, а потом шлифуют по внешнему поперечнику. Кстати, это самый дешевенький и действенный способ центрирования. Втулка протягивается механически. Таковой способ употребляется тогда, когда поверхность отверстия втулки не подвергалась термической обработке либо же тепловому улучшению. Если гласить о дорогостоящих способах, то это центрирование по внутреннему поперечнику. Дело в том, что вал фрезеруется, а потом шлифуется по боковым поверхностям. Метод применяется только при подготовительной термообработке вала и втулки. Чтоб получить умеренно распределенную нагрузку на каждый шлиц, употребляют центрирование по боковым сторонам. Отверстие и вал улучшаются термически. В большинстве случаев такое центрирование используют для соединений с огромным вращающим моментом и большой нагрузкой.
Несколько принципиальных моментов
Как уже было отмечено выше, шпоночные и шлицевые соединения употребляются для того, чтоб исключить проворачивание 2-ух деталей относительно друг дружку. Перед тем как установить деталь на вал, ее инспектируют на крепкость, что позволяет подобрать рациональные технические свойства, такие как материал, габариты, вес. Если гласить о процентной распространенности шлицов, то прямобочные занимают порядка 80 %, а на эвольвентные и треугольные остается всего по 10 %. Зависимо от загруженности соединения подбирается серия изделия, которая может быть легкой, средней либо тяжеленной. Принципиально уделять свое внимание на наличие смазки в соединении, в особенности если оно подвижное. Отсутствие минерального масла либо твердого материала приведет к тому, что в пару раз возрастет коэффициент трения. А это — завышенный износ соединения и снижение КПД целого узла. Подача масла либо солидола осуществляется централизованными автоматическими станциями (если количество узлов более 50 штук) либо же механическим методом.
Заключение
Принципиальный момент – это восстановление шпоночных и шлицевых соединений. Естественно, время от времени проще выполнить подмену, но когда это нереально, то употребляют наращивание. Если ординарными словами, то с помощью сварки восстанавливают начальное состояние изделия. В большинстве случаев применяется дуговая наплавка с следующей шлифовкой (при большенном износе). Время от времени случается так, что обозначение шлицевых соединений не позволяет выполнить ремонт. Это бывает тогда, когда они легкоразъемные и не созданы для переточки. Чтоб узел не выходил из строя, нужно исключить какое-либо биение в соединении. Обеспечить это можно несколькими методами, к примеру, установкой особых прокладок. Вот, в принципе, и все, что можно сказать о том, что такое шлицевое соединение и зачем оно нужно.