Символизм в Рф значительно отличается от данного направления в искусстве других государств Европы. Появившийся в конце девятнадцатого века, российский символизм имеет свои соответствующие особенности, которые делают его известным и уникальным. Его зарождение связывают с деятельностью узнаваемых публицистов и поэтов — З. Гиппиус, Д. Мережковского, В. Брюсова. Символизм в их творчестве сначала религиозно-мистический, христианский. Другими словами, постижение знака является актом богопознания. Колоритными представителями этого направления можно считать С.М. Соловьева и Ф.М. Достоевского.

В главном литературный символизм представляет собой единство идеи, общую направленность и смысл. Символизм в живописи противоречив и многозначен, и в неком роде вступает в идейный конфликт с литературной основой. Ответом на духоввные искания писателей служит незапятнанное отображение духовности («Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Труды преподобного Сергия» М. Нестерова), на чрезвычайно пафосный настрой — драматичность и гротеск («Весна» М. Шагала, «Купание красноватого жеребца» Петрова-Водкина и т.д.).

Символизм в живописи первым стал использовать М. Врубель. Колоритная, напряженная, можно сказать, мозаичная живопись этого величавого мастера эпична, монументальна. В ней чвствуется противоречие меж реальным миром вокруг нас и фантазией создателя. Его работы погружают нас в эру героев былин, седоватую древность, которая стает пред нами как нечто сказочное и фантазийное.

Броский пример того, как показывается символизм в живописи, — популярная работа Врубеля «Жемчуг». Нескончаемая вселенная, мерцающая таинтвенно и сказочно перламутровыми тонами, отражается в крохотном жемчуге. Либо другая, более популярная, «Бес сидячий». Благодаря композиционным приемам, взор изображенного на картине персонажа гипнотизирует и завораживает, навевая чувство ужаса и внутреннего дискомфорта. Но, невзирая на настолько смешанные чувства, от него нереально отвести взор.

Предстоящее развитие символизм в живописи получил благодаря творчеству объединения живописцев под заглавием «Голубая роза». Самым броским представителем этой группы был В. Э. Борисов-Мусатов. Период творчества этого художника совпадает с рубежом веков, что отразилось на его манере письма. Начиная от импрессионистических этюдов, он равномерно пришел к новенькому стилю картин-панно, органично передающих образность, которой заполнен символизм в живописи. Именитая работа «Гобелен» кажется на 1-ый взор обыденной и не завлекает простотой сюжета. Но в той манере, в какой изображены две беседующие дамы, укрыта неизмеримая глубина. Зрителю передается особенная напряженность композиции. Появляется чувство, что «Гобелен» прячет загадочные знаки высшего бытия и чего-то неизведанного.

С течением времени художники-символисты соединяются воединыжды вокруг журнальчика «Мир искусства». Переломный момент в истории страны вроде бы предсказывался в самом духе символизма, а позднее передавался и осмыслялся в живописи живописцев. В постреволюционное время приемы этого стиля служили инвентарем выражения новейшей эпохи: «Новенькая планетка» К. Ф. Юон, «Большевик» Б. М. Кустодиева и т.д.