Синдром Стендаля
Понятно, что произведения искусства могут оказывать существенное воздействие на эмоциональное и даже физическое состояние человека: от красы у нас иногда в буквальном смысле перехватывает дыхание. А некие люди так чувствительны к воздействию предметов искусства, что у их развивается психосоматическое расстройство, называемое синдром Стендаля.
Синдром Стендаля — это психосоматическое расстройство, при котором воздействие, оказываемое произведениями искусства на психику человека, выражается в физиологических симптомах. Обычные симптомы этого синдрома — более частое сердцебиение, головокружение, вероятна утрата сознания и даже галлюцинации. Возникают они тогда, когда человек находится под воздействием произведений искусства.
Вот поэтому в большинстве случаев синдром Стендаля проявляется в картинных галереях, в музеях, на выставках — другими словами там, где сосредоточено сходу много произведений искусства. Но симптомы могут быть вызваны не только лишь предметами искусства, да и лишней красотой природы: вид прекрасного пейзажа либо природного явления, животного либо неописуемо прелестной дамы также может спровоцировать появление синдрома Стендаля.
Нетрудно додуматься, что синдром Стендаля получил свое заглавие по имени Стендаля, известного французского писателя 19 века (истинное имя писателя — Анри-Мари Бейль). В собственной книжке «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» он обрисовал свои чувства во время посещения церкви Святого Креста во Флоренции в 1817 году.
Согласно книжке, на выходе из церкви у писателя начало очень биться сердечко, он страшился, что может упасть на землю. Ему показалось, что «иссяк источник жизни», после знакомства с шедеврами искусства «все стало глупым, небольшим, ограниченным».
Существует много описаний того, как люди ощущали головокружение и даже падали в обморок при виде флорентийских произведений искусства, в особенности в галерее Уффици, самые ранешние из их датируются началом 19 столетия. Невзирая на это, синдром Стендаля получил свое заглавие исключительно в 1979 году, когда он был описан был описан итальянским психологом Грациеллой Магерини.
Магерини изучила и обрисовала более 100 схожих случаев посреди туристов во Флоренции. В собственной книжке «Синдром Стендаля» она не только лишь обрисовала вероятные проявления синдрома, да и систематизировала обитателей различных государств по степени их подверженности синдрому.
Так, обитатели Флоренции и туристы из других городов Италии имеют собственного рода иммунитет к этому синдрому, так как с самого юношества находятся в этой атмосфере и привыкают к ней. Также синдрому не подвержены туристы из Азии и Северной Америки, так как их культура очень далека от итальянской. Посреди других туристов синдром Стендаля в большинстве случаев проявляется у одиноких людей с религиозным либо традиционным образованием (пол в этом случае значения не имеет).
В первый раз схожий диагноз был поставлен в 1982 году. Очевидно, синдром Стендаля может проявляться не только лишь во Флоренции, но в большинстве случаев кризис наступает конкретно во время визита в один из пятидесяти музеев колыбели Ренессанса. В один момент гостя поражает глубина эмоций, вложенных художником в произведение, восприятие чувств необыкновенно обостряется, гость как будто переносится в место изображения.
При всем этом реакция жертвы синдрома довольно непредсказуема, зафиксированы были даже случаи истерии и пробы повредить произведение искусства. Потому всех сторожей музеев во Флоренции учат тому, как вести себя с жертвами синдрома Стендаля, невзирая на то, что синдром встречается относительно изредка.
Синдром Стендаля отыскал свое отражение в кино: в 1996 году вышел одноименный триллер итальянского режиссера Дарио Ардженто. Основная героиня кинофильма, Анна, мучается этим синдромом, и маньяк-убийца пользуется ее слабостью. Действие кинофильма, естественно, происходит во Флоренции. Основой для кинофильма послужила вышеупомянутая книжка Грациеллы Магерини.
Синдром Стендаля имеет «родственников» — Иерусалимский синдром и Парижский синдром. Иерусалимский синдром, как можно осознать из наименования, связан с посещением Иерусалима. Страдающие этим синдромом паломники либо туристы представляют, что они наделены пророческими и божественными силами, могут считать себя воплощениями библейских героев. Парижский синдром наблюдается в главном у японских туристов, посещающих Францию, связан он со значительными различиями в культурах 2-ух государств.