Система Монтессори
Кроме классической педагогики существует неограниченное количество экспериментальных педагогических систем. Какие-то из их оказались несостоятельными и потерпели провал, а некие употребляются и на данный момент (правда, в несколько переделанном виде). Одна из самых удачных и узнаваемых других педагогических систем — это система Монтессори.
Мария Монтессори — всемирно узнаваемый итальянский преподаватель, ученый и мыслитель. О ее наградах гласит хотя бы то, что в 1988 году ЮНЕСКО признало ее одним из 4 преподавателей, которые обусловили метод педагогического мышления в 20 веке, вместе с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Антоном Макаренко. Система Монтессори, разработанная ей в конце 19 века, стала одним из самых фаворитных способов ранешнего развития малышей в Западной Европе.
Система Монтессори базирована на принципе «Помоги мне сделать самому». Мария была уверена, что ребенок должен обучаться всему сам, а задачка преподавателя — обеспечить ему для этого более комфортабельные условия. Во главу угла Монтессори ставила особенность малыша, его самоценность. По ее воззрению малыши должны обучаться свободно, без наружного вмешательства, принуждения и критики. Для обучения принципиальна не наружняя мотивация, а внутренняя — естественная удовлетворенность от узнавания нового.
Чтоб сделать рациональные условия для гармонического саморазвития малыша, нужна специально приготовленная дидактическая среда. Система Монтессори употребляет комнаты для занятий, разбитые на несколько зон, любая зона служит для определенных целей. Практическая зона (зона реальной жизни) создана для обучения простым бытовым способностям (завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т.п.). Основной метод обучения — обоюдное подражание. В зоне сенсорного развития ребенок знакомится со качествами предметов (размер, форма, цвет, материал, плотность). В зоне двигательной активности детки делают упражнения на координацию движений. Зависимо от программки определенной школы, в какой употребляется система Монтессори, могут быть добавлены дополнительные зоны: языковая, математическая, географическая, зона музыки, искусства, танцев и пр.
В каждой зоне есть собственный набор дидактического материала. Ребенок свободен сам выбирать тот материал, который ему больше по нраву, максимум, что в состоянии сделать воспитатель — это один раз показать ребенку, как им воспользоваться. Во время занятий ребенок может свободно передвигаться по классу и заниматься тем, что ему нравится больше всего. Может показаться, что во время таких занятий в группе стоит шум и царствует хаос, но это не так. Система Монтессори учит деток уважать интересы других, помогает им осознать, что их личная свобода завершается там, где начинается свобода другого человека.
Так что, выходит, что система Монтессори фактически не оставляет места для преподавателя? Это не так. Просто роль преподавателя в система Монтессори особенная — но от этого более принципиальная, чем его роль в классической педагогике. Основная задачка преподавателя — приготовить детям лучшую среду для занятий, демонстрировать им, как верно работать с дидактическими материалами и нейтрализовать наружные причины, мешающие детям заниматься.
Преподаватель не вмешивается в процесс обучения, не критикует малыша, не принуждает заниматься, не держит под контролем выполнение заданий. Система Монтессори призывает не трогать малыша, пока тот сам не попросит об этом. Но при всем этом преподаватель должен всегда быть настороже и очень стремительно реагировать на просьбы малыша о помощи. Также ему необходимо повсевременно смотреть за фуррорами воспитанников и при надобности ненавязчиво предлагать им более сложные задания.
Система Монтессори имеет как плюсы, так и минусы. Начнем, пожалуй, с плюсов. Эта методика помогает ребенку стать самостоятельным, научиться узнавать себя и мир вокруг, ориентироваться в жизни без помощи взрослых, уважать окружающих. Развитие малыша идет очень естественным для него методом. Но при этом система Монтессори делает акцент на развитии левого полушария (аналитических возможностей, моторики), а творческие функции правого полушария практически не затрагиваются. В школах Монтессори не употребляются ролевые игры, книжки, рисование. После обучения по таковой системе ребенку тяжело будет приспособиться к условиям современной школы.
Потому система Монтессори изредка употребляется в собственном традиционном виде. Но при опытном сочетании принципов педагогики Монтессори с другими системами воспитания можно достигнуть впечатляющих результатов.