Скань — это что такое? Русская техника скани
Ювелирное искусство ценилось всегда. И не столько из-за большой цены применяемых материалов, сколько из-за качественного либо филигранного выполнения ювелирных шедевров, из-за высочайшей техники художественной обработки изделия. Одним из видов этой техники и является скань.
Скань либо филигрань?
На самом деле, эти два слова обозначат одно и то же. Только 1-ое — извечно российское – обозначает «свивать», «скручивать нити». 2-ое — евро происхождения, поточнее латинского, в его базе лежат слова «нить» и «зерно».
Так что скань – это определенный метод выполнения узорных изделий из узкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В итоге чего получаются, просто говоря, проволочные узоры.
Для декорации таких изделий нередко используют так именуемую зернь – мелкие шарики. Они тоже из драгоценных металлов – серебра, золота.
Происхождение скани
Как ни умопомрачительно, но она, зародившись в глубочайшей древности, продолжает употребляться в современности фактически в таком же виде. Некорректно мыслить, что скань (филигрань) появилась в первый раз в Старой Руси. Это не так. Монументы 6-4-го веков до н. э., принадлежащие Греции, Египту, обосновывают высочайший уровень владения этим видом ювелирной техники. Но способа волочения для получения проволоки в глубочайшей древности не знали. Ее делали из железного стержня методом ковки и полировки. На Руси волоченая скань получила распространение в 10-м веке. Примерно тогда же начали использовать в сканных изделиях зернь. И исключительно в 15-16-м веках в ход пошли очень различные материалы: эмаль, драгоценные камешки, дерево.
Российский промысел
Скань в Старой Руси – это собственного рода визитная карточка самобытного российского ювелирного искусства. Эта техника обширно использовалась для производства не только лишь украшений, да и церковной утвари, окладов священных книжек и икон, орудия, предметов обихода. Например, сканью декорировали даже сафьяновые сапоги.
В 17-м веке раскрывались на Руси особые мастерские, в каких занимались созданием проволоки (волочильным делом). А при монастырях, в княжеских имениях раскрывались мастерские, в каких работали истинные таланты филигранного дела. Известнейшими мастерами тех времен летописные источники именуют Ивана Фомина и Амвросия.
Скань – это очень дорогостоящие изделия, которые были доступны только богатым людям. Ведь это была ручная узкая работа, требующая от мастера скопленного годами опыта, в каком и заключались потаенны мастерства.
Периоды расцвета и упадка
В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, повсевременно расширяется. Мастерские возникают в почти всех городках, а скоро налаживается фабричное создание сканных изделий.
Начало 20-го века по полностью понятным причинам было периодом упадка – войны, революции… Конечно, было не до ювелирного искусства.
Но в Русской Рф оно снова возрождается. И до таковой степени, что завоевывает мировую известность. В 1937 году на выставке в Париже изделия мастеров из артели «Красносельский кустарь» получили золотую медаль, показывались они и на выставке в Нью-Йорке (1939 год).
Ценились также изделия мастеров из села Казачково (Нижегородской области), поселка Мстера (Владимировской области), городка Приволжска (Ивановской области).
С течением времени появились огромные фабричные производства ювелирных изделий из скани в Москве, Ленинграде и других городках.
Виды ювелирной скани
Зависимо от метода выполнения изделий скань бывает 3-х видов. В напайной скани на железную базу напаивается узор из проволоки.
В ажурной скани база отсутствует, проволочные узоры скрепляются вместе, и получаются железные узоры. Конкретно ажурную скань за границей нередко именуют российской филигранью.
3-ий вид – это большая скань. Обычно, это изделия, состоящие из нескольких частей. Итак вот эти части тоже техникой скани производятся раздельно, а позже соединяются в единое целое. Это могут быть, например, фигуры животных, поднос, ваза, подстаканник. Скань присваивает этим изделиям неповторимость и неповторимость.
Материалы для скани
С давнешних времен числилось, что для скани подходят идеальнее всего серебро и золото. Эти великодушные мягенькие и без примесей металлы просто растягиваются в проволоку. Например, нить, которую можно сделать из 1 грамма золота, составит в длину около 2500 метров.
Но сканные изделия, которые получаются из драгоценных металлов, очень дорогие, потому для их удешевления начали использовать другие материалы.
Сначала медь, так как она обладает высочайшей пластичностью и мягкостью. К тому же медную нить просто посеребрить либо позолотить.
Употребляются также алюминий, мельхиор, латунь и некие другие металлы. Главное, чтоб была возможность вытянуть из их узкую проволоку. Ведь скань – это изделия, состоящие из проволочных орнаментов.
Техника скани просит мастерства
Вправду, каждый мастер-сканщик имеет свои секреты мастерства. Даже на данный момент, когда появилось фабричное создание таких изделий, толика ручного труда остается большой. И от мастера, от качественного художника зависит, как высококачественной и прелестной окажется вещь, выполненная техникой скани.
Толщина проволоки для разных частей изделия, количество и состав припая, длительность обжига проволоки… Сильно много секретов у каждого мастера. Но главные этапы работы остаются постоянными. На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит. Скань – это все таки конкретно выполнение изделия, либо даже сотворение произведения искусства.
Отсортировав проволоку по толщине, мастер ее скручивает или оставляет гладкой – все находится в зависимости от изделия, над которым он начинает работу. Кстати, до того как ее начать, он должен сделать набросок в истинную величину изделия. Работа проводится над каждой деталью раздельно. Они выгибаются строго по наброску. Для маленьких используются особые инструменты типа пинцета, а с большими можно совладать пальцами. При выполнении ажурных орнаментов детали поначалу наклеиваются на набросок, а потом спаиваются меж собой. Бумага, на которую нанесен набросок, при пайке сгорает, в итоге остается только изделие.
Напайная скань сходу крепится на железную базу.
Заключительной процедурой становится посеребрение вещи и ее полировка.
Придание оригинальности
Чтоб придать изделию из скани оригинальность, используют особые техники.
1-ая – это внедрение зерни, маленьких шариков. Они напаиваются уже на готовое изделие в специально приготовленные углубления. И сразу присваивают вещи нарядность и неповторимость.
Еще увлекательнее поможет сделать скань чернь. Что же все-таки это такое? Графический узор, нанесенный на изделие, посыпается сплавом олова, меди, свинца, серы, серебра. Потом проводится обжиг, чернь плавится, и набросок заполняется этим составом.
Нельзя не упомнить такую технику, как эмалирование. Тут употребляется стекловидная масса, которой покрывается изделие. Эмаль бывает очень различная. Самая увлекательная, пожалуй, расписная, так именуемая финифть. Скань расписывается разноцветными красками, которые закрепляются обжигом.
В заключение тем, кто желает приобрести истинные филигранные изделия, можно порекомендовать чаще посещать особые ювелирные выставки. Там и ассортимент солидный, и можно повстречать истинные произведения искусства из скани.